Конспект НОД в первой младшей группе «В гости к матрешке»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России; вызвать у детей интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия «большой», «маленький».
Задачи:
Обучающие: Учить детей сопоставлять предметы, и различать их по величине, количеству (один- много), цвету (красный и желтый).
Развивающие: Развивать пассивную и активную речь. Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики, к общению с помощью доступных речевых средств. Детей 2-3-летнего возраста учить пользоваться простыми предложениям.
Активизировать словарь: большой, маленький, красный, желтый. Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношения к игрушкам, желание играть с ними. Воспитывать умение слушать взрослого, и отвечать на его вопросы.
Методы и приёмы:
Словесный: Художественное слово, объяснения, вопросы воспитателя.
Наглядный: Показ игрушек.
Словарная работа: матрёшка, большая, меньше, самая маленькая.
Приемы: рассматривание матрешки, беседа, художественное слово, загадка,
физические минутки, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность
детей, использование нетрадиционной техники для рисования. Музыкальное
сопровождение: запись mp3 русской народной музыки «Мы весёлые
матрёшки», спокойная музыка во время рисования.
Предварительная работа:
1. Загадывание загадки о матрешке.
2. Рассматривание матрешек, игры с ними.
3. Разучивание песни и танца «Мы веселые матрешки».
Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи матрешек.
Демонстрационный материал: матрёшка трёхместная, музыка песни «Автобус», «Мы весёлые матрёшки», запись mp3 русской народной музыки, домик матрешки.
Раздаточный материал: заранее вырезанные из бумаги заготовки матрешек (по 1 на каждого ребенка), гуашь красного цвета, салфетки.
Этапы образовательной деятельности:
— вводная часть;
— основная часть;
— практическая часть;
— заключительная часть.
Ход занятия
1.Вводная часть
Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!
Дети.
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети.
Да, любим!
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я прочитаю вам стихотворение.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрёшка
Воспитатель:
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети.
Да
Воспитатель:
А вот на чём мы поедем в гости?
Дети.
На автобусе!
Воспитатель:
Под музыку песни «Автобус» дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из-за которого воспитатель достаёт игрушку-матрёшку.
2.Основная часть
Воспитатель:
Посмотрите, к кому мы пришли в гости!
(Появляется игрушка-матрёшка)
Матрёшка.
Здравствуйте, дети!
Дети.
Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Воспитатель:
А откуда ты к нам пришла, матрёшка?
Матрёшка:
Меня выточили из дерева в далёкой деревне. Нарядили в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали мне красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали старинным русским именем – Матрёша.
Воспитатель:
— Посмотрите, во что одета матрёшка? У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.
— Какого цвета сарафан? Платочек? (если дети затрудняются, помогаю им определить цвет сарафана и платочка).
— Ребята, что-томатрёшка тяжёлая. Может быть, внутри что-то есть? Давайте попробуем открыть ее, попросим:
«Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!»
Достаю другую матрёшку.
— Ещё одна матрёшка. Эта матрёшка большая. А эта? (маленькая).
— Вот большая матрёшка. Её не спрячешь в руке, вторая матрёшка поменьше. Я могу спрятать её в ладони. Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит?
Встряхиваю вторую матрёшку, открываю, достаю маленькую матрёшку.
— Посмотрите, какая маленькая матрёшка.
Ещё раз обращаю внимание детей на размер матрёше
Эта матрёшка, какая? (большая).
Эта матрёшка, какая? (поменьше).
А эта матрёшка, какая? (маленькая).
-А матрёшка пришла к нам не одна. Она подружек привела. Только все её подружки грустные. А знаете почему? На нашей матрёшке красивый яркий сарафан, платочек. А у её подружек они не цветные. А давайте, мы с вами раскрасим матрёшкам сарафаны.
3. Практическая часть.
Присаживаемся на стульчики.
Мы сегодня с вами будем волшебниками – будем рисовать волшебными палочками, а чтобы пальчики наши были ловкими, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»
Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)
Воспитатель: А какого цвета краска нам понадобится? (красная). Закатайте рукава и внимательно смотрите, мы будем рисовать сарафан и платочек для матрёшек. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Я беру палочку и обмакиваю его в краску и прикладываю его к листочку. Посмотрите палец грязный, что нужно делать? Вытереть мокрой салфеткой.
Воспитатель раздаёт детям листы с силуэтом матрёшек.
Дети с помощью воспитателя раскрашивают матрёшек.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы.
Вам мои милые ребятки не хочется плясать
Своих матрёшек друг другу показать.
Дети исполняют танец «Мы веселые Матрешки»
Мы весёлые матрёшки, (дети делают «пружинку»)
Ладушки, ладушки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки. (поочередно выставляют вперед ногу на пятку)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки, (Наклоняют в стороны голову)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щёчки. (Гладят щечки ладошками)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши0
В сарафанах наших пёстрых, (Придерживают руками подол платья (ставят
руки на пояс)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сёстры, (Поворачивают друг к другу лица, улыбаются)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Матрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?
Матрешка: Да, молодцы, дети, мне стало так весело.
Матрёшка:
А сейчас пришло время расставаться. Спасибо вам за моих подружек, которых
вы так красиво нарядили. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В автобус все садитесь. Поехали!
4.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Ребята, какие матрешки бывают по размеру?
Дети: Маленькие и большие,
Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке?
Дети: Бережно, аккуратно.
Воспитатель: А чем мы сегодня рисовали?
Дети: Красками.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с историей Матрешки, узнали из чего она сделана, сколько труда и любви вложили в нее мастера, и поэтому играть с ней будем бережно и аккуратно.