Конспект НОД по КМД «Конструирование татарской тюбетейки»

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности для детей подготовительной группы

«Конструирование татарской национальной тюбетейки»

Цели: познакомитьс традициями и обычаями татарского народа; совершенствовать технические умения и навыки конструирования из тонкого картона предметов цилиндрической формы; формировать у де­тей духовную культуру через знакомство с календарными праздниками татарского народа; воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа.

Планируемые результаты: знает название нашей Республики, имеет представление о народах, населяющих Республику Мордовия, имеет представления о татарских праздниках, татарской национальной одежде, конструирует тюбетейку цилиндрической формы из тонкого картона по технологической карте и по инструкции педагога.

Предварительная работа:

Беседы об истории родного края. Чтение литературных произведе­ний Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа». Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, И. Жиганова и С, Сайдашева.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочки), магнитофон, диски с татарской национальной му­зыкой, образец тюбетейки из картона, карта-схема изготовления тюбе­тейки, цветной картон прямоугольной и квадратной формы, ножницы, кисти и клей, шаблоны круга, простые карандаши.

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводная беседа по теме.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о республике, в которой мы живем, с ее праздниками, обычаями и традициями. Кто мне скажет, как называется республика, в которой мы живем?

Дети: Мордовия.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами проживаем в республике, ко­торая называется Мордовия. Люди каких национальностей проживают в Мордовии?

Дети: Мордва, русские, татары.

Воспитатель: Да, в нашей республике живут люди разных нацио­нальностей. У каждого народа есть свои народные традиции, культура. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Мордовии. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина — Россия.

II. Знакомство с татарскими обычаями, праздниками.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости: кук­лы Алсу, Гульнара и Ринат.

Куклы: Мы, татары, вежливый, гостеприимный и доброжелатель­ный народ. Мы знаем вежливые и добрые татарские слова: нсэпмесез — здравствуйте, саубулыгыз -до свидания, рэхмэт- спасибо, зинhар — пожа­луйста.

Воспитатель: Давайте тоже поприветствуем их по-татарски.

Куклы: Мы пришли к вам, чтобы рассказать о своих традициях и обычаях, своих праздники: Науруз, Карга туе, Сабан туе.

Один из самых любимых праздников татарского народа Сабан­туй. Этот праздник отмечается, когда окончены полевые работы, в кон­це мая — начале июня. Праздновали его под открытым небом. Место, где проводился праздник, украшали шарами, лентами. На Сабантуй собира­ется очень много народа.

Любой праздник всегда сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. В конце праздника люди угощаются блюдами национальной кухни: лапшой, бэлеш, чак-чаком.

III. Знакомство с татарской национальной одеждой

Воспитатель: КуклыАлсу, Ринат, Гульнара одеты в татарские на­циональные костюмы. Кто мне скажет, что у Гульнары на голове? Во что она одета? А как называется головной убор Алсу? А во что одет Ри­нат?

Куклы (уточняют и дополняют ответы детей): Девочки носят пла­тья. Платье неизменно широкое, внизу — оборки. Поверх платья надевают жилет или фартук. На голове — тюбетейка или калфак. Женский голов­ной убор украшали золотыми нитками и бисером. Женская обувь ши­лась из кожи и называлась — ичиги. Мальчики одевают рубаху, камзол, шаровары, сапоги — ичиги, на голову — мужские тюбетейки. Всё расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). Любимыми цветами национальной одежды являются зеленый, красный, синий, белый.

Воспитатель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?

Дети: Нет. Но так одеваются на праздники. В таких костюмах тан­цуют и поют.

Куклы: Мытоже хотели пойти на праздник, поэтому так красиво нарядились. Да вот беда: Ринат одет в национальный костюм, но у него нет тюбетейки.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе приготовим для нашего гостя подарок, сконструируем из картона татарскую тюбетейку. И тогда он тоже сможет пойти на праздник.

IV. Физминутка

Воспитатель: А чтобы куклы не печалились, и у всех было празд­ничное настроение, мы все вместе потанцуем. (Звучит татарская музы­ка.)

V. Конструирование тюбетейки из тонкого картона

Воспитатель: Рассмотрим образец тюбетейки. У нее есть основа и «донышко». Скажите, какойформыосновная часть тюбетейки. Пра­вильно, цилиндрической.Какой формы «донышко»? (Круглой.) Вот та­кую тюбетейку цилиндрической формы вы будете учиться делать.

Ребята, давайте рассмотрим технологическую карту по изготовле­нию тюбетейки.

Технологическая карта

изготовления из тонкого картона татарского народного

головного убора — ТЮБЕТЕЙКИ

1. Приготовьте прямоугольник размером 42*5 см и квадрат 13*13 см из тонкого картона синего (черного, зеленого) цвета.


2. Основа.Положите прямоугольник белой плоскостью к себе. У од­ного длинного края отогнуть полоску шириной примерно 1 см.

3. Сделайте ножницами надрезы на полоске, не заходя за линию сги­ба.

4. Сделайте цилиндр, склеив короткие стороны прямоугольника бе­лой стороной внутрь.

5. Донышко.Наложите шаблон круга на квадрат и обведите про­стым карандашом. Вырежьте круг ножницами.



6. 6. Тюбетейка. С помощью кисточки намажьте клеем «зубчики» на основе, соедините основу с донышком.

Воспитатель: С чего начнем работу?

(Дети отвечают, затем приступают к работе)

VI.Анализ детских работ

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие тюбетейки у нас получились (рас­сматриваются работы ребят). Давайте примерим Ринату наши тюбетей­ки. Думаю, что он остался доволен. Теперь осталось их украсить татар­ским орнаментом, но украшать тюбетейки мы будем на следующем за­нятии.

VII.Итог занятия

Куклы: Ребята, рэхмэт — спасибо вам, что помогли. Нам пора ухо­дить.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями на татарском языке:вамсаубулыгыз -до свидания!

Дети: Вамсаубулыгыз!

330
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!