Практикум для воспитателей младших групп детского сада на тему «Наш друг - мишка».

Практикум для воспитателей младших групп детского сада на тему

«Наш друг — мишка».

Вид проекта: практико-ориентированный; групповой; среднесрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.

Актуальность проблемы.
Проблемой адаптации занимались разные ученые, в том числе, такие как
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, которые утверждали, что адаптация непосредственно зависит от полноценного психологического развития ребенка. Поступая в детский сад, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе. В течение ограниченного периода (из того берется сроки проекта), ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться жить в детском коллективе.
У меня, как у представителя современного воспитателя была уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области отечественной педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность. В октябре 2018 года я начала работу с детьми группы раннего возраста. Проанализировав методическую литературу в области педагогики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною создан практикум для воспитателей младших групп детского сада на тему «Наш друг — мишка». К данному практикуму была систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, дорожки закаливания, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная).

Вы меня спросите: «А почему именно мишка, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?». При беседе с родителями я выявила, что у многих дома есть любимая игрушка плюшевый медведь. … Плюшевый мишка — один из самых популярных и культовых в XX веке и начале XXI века видов мягких игрушек. Наверное, такая игрушка была очень нужна человечеству, раз она почти одновременно была придумана и в Америке, и в Европе. Но и в России медведь всегда был и остается самым популярным среди детских игрушек. Наверное, потому, что мишка ассоциируется с чем-то добрым, теплым. Он учит ребенка состраданию, дарит ему любовь и чувство защищенности. Наверно поэтому, в обнимку с ним дети засыпают – прикосновения к мягкой шерстке хорошо успокаивают возбудимую нервную систему малыша. Чаще всего именно эта игрушка становится первым неодушевленным объектом, с которым у маленького человечка начинается игра.

С точки зрения педагогики мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность. Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. В игрушке, прототипом которой стал один из самых грозных хищников планеты, нет ни грамма агрессивности. Свои страхи, страдания, неуверенность мы поверяем ему, потому что, может, медведь с опилками в голове и не даст умный совет, но зато прекрасно сумеет выслушать. Медвежонок создает вокруг себя атмосферу психологического комфорта и уюта. Неудивительно, что трогательную игрушку хочется дарить самым близким и любимым людям. Вот уже более ста лет различные специалисты безуспешно пытаются объяснить феномен плюшевого медвежонка. В дискуссиях об этом феномене один известный английский писатель сказал, что плюшевый медвежонок для взрослых символ счастливых дней детства, памятью о молодых, веселых и здоровых родителях.
Развивающей игрушкой мягкого медвежонка не назовешь: он не совершенствует координацию ребенка, его логику, мелкую моторику или память. Чтобы дети легче и быстрее адаптироваться в группе, чувствовали себя защищенными, любимыми, веселыми, как в родном доме, я остановилась на этой игрушке, для того чтобы медведь осуществлял развивающие функции я его преобразила, обшила и превратила гостем нашей группы, которого отправили игрушки детей.Действие данного практикума на детей таково, что при умелом обращении, можно преодолеть негативные переживания (страх, одиночество, незнакомую обстановку, чужих взрослых и детей, режим дня).

Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

Для детей:

Обеспечить чувство комфорта, уюта, защищенности.

Способствовать формированию эмоционально положительного климата в группе.

Способствовать формированию навыков внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса.

Для педагога:

Повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Для родителей:

Повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям

Ожидаемые результаты:

Дети:

Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители:

Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Программа проекта:

  • Организационно-подготовительный – июнь;
  • Основной – август – сентябрь;
  • Заключительный – ноябрь.
  • Организационно-подготовительный этап:
  • Формулирование воспитателем проблемы, цели, определение продукта проекта, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Изучение методической литературы;
  • Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Составление и подбор информационного материала для родителей;
  • Исследование социальных навыков детей;
  • Выявление особенностей семейного воспитания;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

Основной: План реализации проекта

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Работа с родителями
Первый этап-подготовительный 1.Изучение литературы по адаптации ребенка в ДОУ. 2.Определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

3.Подбор игрушки на период адаптации.

1.Анкетирование родителей. 2.Беседа — консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”.
Второй этап — основной 1.« Мишка» -внесение ростовой куклы. 2.Рассматривание медведя. 3.Обследование медведя. 3.Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Мишка косолапый…”. 1.Рассматривание медведя. 2.Обследование медведя. 3.Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Мишка косолапый…”. Консультация
Третий этап — заключительный 1.Анализ адаптации детей к условиям детского сада. 2. Сравнительный анализ течения адаптации. 1.Занятие — развлечение «В гостях у Мишки». 1. Оформление фотоальбома родителей на тему “Любимая игрушка моего ребёнка”. 2.Родительское собрание на тему «Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Способы их преодоления».

Принципы работы:

    Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);Учёт индивидуальных особенностей ребенка. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Форма предоставления результатов

Презентация проектаМетодические разработки

Основные направления реализации проекта по образовательным областям:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Совместная деятельность педагога с детьми.

1. Беседа«В гости к нам пришел Мишутка, косолапый.»

Цель. Познакомить детей с мишкой. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.

2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование ладошками). Стихотворение А.Барто «Мишка косолапый». Елочки в Мишкином лесу.

Цель. Познакомить с содержанием стихотворения А.Барто «Мишка косолапый», развивать память; закреплять умение прикладывать ладошки к тому месту по указанию педагога, закреплять ранее приобретенные навыки; различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.

3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «На лесной опушке».

Цели. Уточнить приметы зимы. Развивать речь детей. Узнавать и называть фрукты на картинках. Сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать умение прыгать на 2-х ногах. Создать радостное настроение у детей.

4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Мишке».

Цели: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

5.Утренняя гимнастика.Игра-зарядка «Мишкина зарядка»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши. Доставить детям радость.

8.Чтение.Знакомство с произведениями о медвежонке.

Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (мишке) через чтение детской литературы. Развивать умение находить иллюстрации с изображением животного

11.Пальчиковые игры: «Медвежонок»

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

13.Подвижно – музыкальные игры:аудиотека для данного практикума
Цель
. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

15. Дидактические игры «Помоги мишку», «Угости мишку», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».

Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.

Самостоятельная деятельность детей.

1. Игровая ситуация «Встреча гостей».

Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.

2. Игра парные картинки «Картинка для Мишутки».

Воспитатель стихотворением приглашает детей найти половинки картинок:

В детском саду у меня радость одна: коробка с картинками, стол да стул у окна.

Я из картинки выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…

(Э. Котляр)

Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для Мишутки.

3. Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением мишек.

4. Сюжетная игра «Медвежата в гостях у ребят».

Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду.

5. Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения, поют песни для медвежат).

Результаты реализации проекта:

Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения, является игра.

Так результаты данного предметно – практичного практикума показали, что использование любимой игрушки в игровой деятельности, необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер. Именно эта игрушка стала первым неодушевленным объектом, с которым у моих «маленьких человечков» начиналась игровая деятельность. Поэтому, когда наш друг — Мишка прикасался и обнимал моих маленьких воспитанников, его мягкая шерстка хорошо успокаивала, и ребенок переставал плакать.

На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка.

2. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком.

3. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Именно с мишкой мы дети проигрывали и переживали все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее.

В результате работы детей с тяжёлой степенью адаптации не наблюдалось.

Лёгкая адаптация – 11 детей -73%

Средняя адаптация – 4 ребенка — 24%

Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).

Я, конечно, понимаю, что не открыла Америку, не изобрела велосипед. Но я старалась взять все лучшее, что развивалось годами в области отечественной педагогики, и умножить это на современные методики, попробовала внести немного нового подхода к проблемам адаптации в детском саду. Для меня очень важно, чтобы мой практикум, который оказал мне неоценимую пользу, будет применимым моими коллегами для решения достаточно значимых задач во время адаптации ребенка к детскому саду. Нет никого на свете изобретательнее человека. Чего он только ни придумает! Вот и я надеюсь, что в далеком будущем, мой практикум приобретет новую значимость в руках творческого человека. А закончить я бы хотела словами словами героя фильма «Весна на заречной улице» Саша Савченко, который отвечая на вопрос экзаменационного билета, что такое «многоточие» сказал: «Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…». 

276
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!