Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда «Животные Африки».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка» Краснослободского муниципального района республики Мордовия.

Составила и провела:

учитель-логопед

Шаханова Е.А

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда «Животные Африки».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по

теме «Животные Африки».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

— активизация и актуализация словаря по теме занятия;

— совершенствование грамматического строя речи;

— согласование существительных с прилагательными;

— развитие связной речи.

2. Коррекционно-развивающие

— развитие фонематических представлений, логического

мышления, внимания, памяти, воображения;

— развитие навыков звукового анализа;

— развитие речевого слуха, фонематического восприятия;

— развитие общей, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

— развитие графических навыков.

3. Коррекционно-воспитательные,

— формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;

— воспитание доброжелательности, самостоятельности,

любознательности, инициативности, эмоциональности;

— воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран;

— воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование:

интерактивная доска, интерактивная песочница, карта Мира, фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, листы бумаги с изображением слона, карточки с изображением зебры и детёнышей, карандаши, мяч, су- джок массажеры, мольберт, конверт.

Ход ОД:

1.Вступительная беседа.

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие… а вот в какое, догадайтесь сами.

Там очень жарко, дует знойный горячий ветер. Очень хочется пить, а воды мало. Но вот мы подошли к лесу, там высокие деревья, с которых свисают лианы. В зарослях раздался громкий рык льва.

— Кто догадался, где мы оказались? (в Африке) Давайте прогуляемся по Африке и послушаем, какие животные там живут.

Звучит запись отдельных голосов животных жарких стран.

Логопед: Ребята, скажите, чьи голоса вы сейчас слышали?

Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.

Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о животных Африки.

Логопед: Давайте вспомним, что это за материк Африка?

Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.

Логопед: Правильно, ребята! В Африке всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.

Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.

Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями?

(Ответы детей.)

2. Звуковой анализ слова.

Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.

Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, носорог.

Дети: Слон.

Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?

Дети: Большой.

Логопед: А ещё какой?

Дети: Большой толстокожий слон.

3. Составление предложений по данному образцу.

Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Давайте подойдём к карте и назовём всех животных, которые живут в Африке.

Дети подходят к карте и называют животных Африки.

(носорог, крокодил, лев, обезьяна, горилла, бегемот, слон, черепаха, кенгуру, верблюд, леопард).

Например:

В Африке живёт огромный, толстокожий слон.

В Африке живёт быстрый и ловкий леопард,

В Африке живёт зелёный, зубастый крокодил,

В Африке живёт пятнистый жираф,

В Африке живёт озорная обезьяна и т.д.

Логопед: Молодцы, вы составили отличные предложения.

4. Обогащение словаря антонимами «Скажи наоборт»

Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Скажи наоборот»

Я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете словом- наоборот:

У жирафа шея длинная, а у бегемота – (короткая).

У обезьяны хвост тонкий, а у тигра – (толстый).

У слона уши большие, а у зебры – (маленькие).

У бегемота спина широкая, а у зебры – (узкая).

У слона кожа толстая, а у обезьяны – (тонкая).

Черепаха медленная, а леопард (быстрый).

5. Развитие внимания «Найди маму».

Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?

Дети: Да.

Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).

Дети по данному им рисунку находят мам зебр.

6. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок»).

Логопед: Дети, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно подготовить наши пальчики, а помогут нам в этом Су-джок массажёры.

За мамой слонихой шагает слонёнок,

(поочерёдно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

За мамой тигрицей шагает тигрёнок,

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок,

За кем же торопится каждый ребёнок.

(Катают Су-Джок между ладонями).

7.Развитие графомоторных навыков.

«Кто быстрее и аккуратнее?»

Логопед: Предлагаю сесть по удобней, нас ждёт ответственное задание, мы будем заштриховывать слона, кто быстрее и аккуратнее.

А сейчас поменяйтесь своими рисунками со своим соседом и оцените их.

Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки.

Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).

8. Логоритмика. Речь с движением.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, я предлагаю вам отдохнуть, выполнив логоритмическую разминку.

«У жирафа пятна – пятнышки» (музыкальная композиция Железновой «У жирафа»).

Дети выполняют движения, повторяя за логопедом.

9.Песочная терапия.

Дети, сейчас мы с вами превратимся в волшебников

Мы создадим цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по одному животному, которого вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны

10. ТРИЗ технология (метод комбинаторики).

Логопед. У нас получилась замечательная сказочная страна в пустыне. Но, что-то в ней не хватает. Давайте сядем за столы и подумаем чего же? Мы засеем Африканскую пустыню диковинными фруктами. Для этого мы займёмся таким увлекательным делом, как ТРИЗ технология.

Какие фрукты вы знаете?

Дети: Банан, апельсин, дыня.

Логопед: Выбираем дыню, (выставляется картинка).

А теперь предлагаю вам рассмотреть предмет «матрёшку» (выставляется)

Опишите, какая матрёшка? (подбираем вместе как можно больше признаков)

Дети: Красивая, деревянная, разноцветная, большая, гладкая.

(По мере проговаривания и подбора детьми слов признаков, логопед прикрепляет на мольберт значки)

Деревянная- (дерево)

Гладкая- (лист бумаги)

Разноцветная- (лист бумаги цветной)

Логопед: А теперь ребята попробуем все названные свойства перенести на нашу дыню.

Дети:Дыня деревянная, гладкая, разноцветная, большая.

Логопед: Придумаем название нашей чудесной дыне, совмещая или складывая первые слоги слов “дыня” и “матрешка”.

Дети: МАТРЕДЫНЯ.

Логопед: Получилась волшебная, необычная дыня. Представьте только: растет эта дыня в пустыне (дети еще раз повторяют свойства). Что же с ней будут делать африканцы, как будут её использовать?

Дети: 1 ребенок: Можно ее использовать как табуретку, когда устал – посидеть;
2 ребенок: Можно проделать в ней отверстие и использовать, как сосуд для воды;
3 ребенок: Можно сделать в ней дверь и использовать, как укрытие от знойной жары;
4 ребенок: Можно её использовать, как стол.

Логопед: Молодцы, ребята, у вас очень хорошее воображение.

Стук в дверь.

Логопед: Дети кто-то стучит к нам в дверь. Этот кто-то принёс нам письмо. Посмотрим что здесь написано.

— Дорогие дети, мы очень довольны вашими ответами и хотели бы вас за это отблагодарить. Сюрприз от нас вы найдёте в цветном контейнере для игрушек, который находится в правой части группы.

Животные жарких стран.

11. Итог занятия.

Логопед: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось?

(Ответы детей).

234
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!