Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда «Животные Африки».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка» Краснослободского муниципального района республики Мордовия.
Составила и провела:
учитель-логопед
Шаханова Е.А
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда «Животные Африки».
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по
теме «Животные Африки».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
— активизация и актуализация словаря по теме занятия;
— совершенствование грамматического строя речи;
— согласование существительных с прилагательными;
— развитие связной речи.
2. Коррекционно-развивающие
— развитие фонематических представлений, логического
мышления, внимания, памяти, воображения;
— развитие навыков звукового анализа;
— развитие речевого слуха, фонематического восприятия;
— развитие общей, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
— развитие графических навыков.
3. Коррекционно-воспитательные,
— формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;
— воспитание доброжелательности, самостоятельности,
любознательности, инициативности, эмоциональности;
— воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран;
— воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Оборудование:
интерактивная доска, интерактивная песочница, карта Мира, фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, листы бумаги с изображением слона, карточки с изображением зебры и детёнышей, карандаши, мяч, су- джок массажеры, мольберт, конверт.
Ход ОД:
1.Вступительная беседа.
Логопед: — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие… а вот в какое, догадайтесь сами.
Там очень жарко, дует знойный горячий ветер. Очень хочется пить, а воды мало. Но вот мы подошли к лесу, там высокие деревья, с которых свисают лианы. В зарослях раздался громкий рык льва.
— Кто догадался, где мы оказались? (в Африке) Давайте прогуляемся по Африке и послушаем, какие животные там живут.
Звучит запись отдельных голосов животных жарких стран.
Логопед: Ребята, скажите, чьи голоса вы сейчас слышали?
Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.
Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о животных Африки.
Логопед: Давайте вспомним, что это за материк Африка?
Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.
Логопед: Правильно, ребята! В Африке всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.
Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.
Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями?
(Ответы детей.)
2. Звуковой анализ слова.
Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.
Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, носорог.
Дети: Слон.
Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?
Дети: Большой.
Логопед: А ещё какой?
Дети: Большой толстокожий слон.
3. Составление предложений по данному образцу.
Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Давайте подойдём к карте и назовём всех животных, которые живут в Африке.
Дети подходят к карте и называют животных Африки.
(носорог, крокодил, лев, обезьяна, горилла, бегемот, слон, черепаха, кенгуру, верблюд, леопард).
Например:
В Африке живёт огромный, толстокожий слон.
В Африке живёт быстрый и ловкий леопард,
В Африке живёт зелёный, зубастый крокодил,
В Африке живёт пятнистый жираф,
В Африке живёт озорная обезьяна и т.д.
Логопед: Молодцы, вы составили отличные предложения.
4. Обогащение словаря антонимами «Скажи наоборт»
Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Скажи наоборот»
Я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете словом- наоборот:
У жирафа шея длинная, а у бегемота – (короткая).
У обезьяны хвост тонкий, а у тигра – (толстый).
У слона уши большие, а у зебры – (маленькие).
У бегемота спина широкая, а у зебры – (узкая).
У слона кожа толстая, а у обезьяны – (тонкая).
Черепаха медленная, а леопард (быстрый).
5. Развитие внимания «Найди маму».
Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?
Дети: Да.
Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).
Дети по данному им рисунку находят мам зебр.
6. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок»).
Логопед: Дети, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно подготовить наши пальчики, а помогут нам в этом Су-джок массажёры.
За мамой слонихой шагает слонёнок,
(поочерёдно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).
За мамой тигрицей шагает тигрёнок,
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок,
За кем же торопится каждый ребёнок.
(Катают Су-Джок между ладонями).
7.Развитие графомоторных навыков.
«Кто быстрее и аккуратнее?»
Логопед: Предлагаю сесть по удобней, нас ждёт ответственное задание, мы будем заштриховывать слона, кто быстрее и аккуратнее.
А сейчас поменяйтесь своими рисунками со своим соседом и оцените их.
Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки.
Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).
8. Логоритмика. Речь с движением.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, я предлагаю вам отдохнуть, выполнив логоритмическую разминку.
«У жирафа пятна – пятнышки» (музыкальная композиция Железновой «У жирафа»).
Дети выполняют движения, повторяя за логопедом.
9.Песочная терапия.
Дети, сейчас мы с вами превратимся в волшебников
Мы создадим цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по одному животному, которого вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны
10. ТРИЗ технология (метод комбинаторики).
Логопед. У нас получилась замечательная сказочная страна в пустыне. Но, что-то в ней не хватает. Давайте сядем за столы и подумаем чего же? Мы засеем Африканскую пустыню диковинными фруктами. Для этого мы займёмся таким увлекательным делом, как ТРИЗ технология.
Какие фрукты вы знаете?
Дети: Банан, апельсин, дыня.
Логопед: Выбираем дыню, (выставляется картинка).
А теперь предлагаю вам рассмотреть предмет «матрёшку» (выставляется)
Опишите, какая матрёшка? (подбираем вместе как можно больше признаков)
Дети: Красивая, деревянная, разноцветная, большая, гладкая.
(По мере проговаривания и подбора детьми слов признаков, логопед прикрепляет на мольберт значки)
Деревянная- (дерево)
Гладкая- (лист бумаги)
Разноцветная- (лист бумаги цветной)
Логопед: А теперь ребята попробуем все названные свойства перенести на нашу дыню.
Дети:Дыня деревянная, гладкая, разноцветная, большая.
Логопед: Придумаем название нашей чудесной дыне, совмещая или складывая первые слоги слов “дыня” и “матрешка”.
Дети: МАТРЕДЫНЯ.
Логопед: Получилась волшебная, необычная дыня. Представьте только: растет эта дыня в пустыне (дети еще раз повторяют свойства). Что же с ней будут делать африканцы, как будут её использовать?
Дети: 1 ребенок: Можно ее использовать как табуретку, когда устал – посидеть;
2 ребенок: Можно проделать в ней отверстие и использовать, как сосуд для воды;
3 ребенок: Можно сделать в ней дверь и использовать, как укрытие от знойной жары;
4 ребенок: Можно её использовать, как стол.
Логопед: Молодцы, ребята, у вас очень хорошее воображение.
Стук в дверь.
Логопед: Дети кто-то стучит к нам в дверь. Этот кто-то принёс нам письмо. Посмотрим что здесь написано.
— Дорогие дети, мы очень довольны вашими ответами и хотели бы вас за это отблагодарить. Сюрприз от нас вы найдёте в цветном контейнере для игрушек, который находится в правой части группы.
Животные жарких стран.
11. Итог занятия.
Логопед: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось?
(Ответы детей).