Преемственность дошкольного и начального общего образования
Перспектива развития нашего великого государства — высокий уровень образования. Работа каждого учителя должна соответствовать задачам развивающегося общества, эффективной экономики и безопасности нашей страны. Знания и навыки, которые дети приобретают в процессе обучения, станут основой интеллектуального потенциала страны и мирового сообщества. Таким образом, неизбежно возникает проблема соответствия учителя современным требованиям системы образования, и эти требования в сообществе профессиональных ценностей задают новые, современные тенденции развития образования в мире, от которых зависит статус учителя 21 века.
Обществу во всем мире нужен «новый учитель», который должен обладать принципиально новыми навыками, которые позволят ему строить свою деятельность профессионально, интеллектуально и эмоционально, с творческим подходом к учащимся всех возрастов. При этом учитель должен быть духовно обеспеченным человеком, который, помимо выполнения прямых функций повседневной жизни, способен формировать человеческую личность.
Развивая учебную мотивацию, не следует забывать о развитии любознательности и познавательного интереса. Обучающиеся, получая положительные впечатления от учебной деятельности, начинают испытывать потребность в новых знаниях, начиная изучение предмета глубже, без всякого принуждения. Следовательно, педагог должен активировать и стимулировать желание осмысленного обучения, чтобы процесс обучения был эффективным. Для этого важно, чтобы сам процесс обучения был значимым.
Исходя из вышесказанного, я придерживаюсь в преподавании направления не в смысле получения знаний «в готовом виде», а в умении находить, обрабатывать и применять информацию, умение высказать и обязательно аргументировать свою точку зрения, умение воссоздавать свои собственные мысли, идеи в деле и применять их в новых играх. В связи с этим, активно внедряю в свою деятельность преподавания — новые игровые элементы различного характера, изготовленные своими руками из бросового материала, где ребенок сам открывает, выясняет, предполагает, думает, что и как делать, для достижения результата, тем самым развивая интерес и самостоятельность в познании счета; изучении букв и цифр. Я приветствую технологии с использованием мультимедиа, без этого не возможно обойтись в современном мире, потому что 21 век предполагает глобальную компьютеризацию, вместе с ними развивается интеллектуальный потенциал, творческая активность, креативность, любознательность именно эти качества, в развитии дошкольника и являются залогом успеха в процессе дальнейшего обучения.
В связи с огромной актуальностью этого вопроса и была выбрана данная тема. Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых результатов, а в современных программах начальной школы, важное значение придается умению думать, продуктивно мыслить, размышлять логически.
Ведущей педагогической идеей и целью опыта является развитие познавательной активности дошкольников посредством логических игр и умений, внедрение новых игровых элементов различного характера в практику работы ДОУ для более легкого обучения в начальной школе.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
— познакомить детей с творческой формой работы – новые формы элементов игровой логической деятельности;
-закрепить и обогатить знания дошкольников, по средством логического мышления;
— выявить степень эффективности метода игровой логической деятельности в работе с дошкольниками;
— привлечь родителей к совместной работе;
-разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию новых технологий игровой деятельности;
— разработать систему работы по ранней профориентации дошкольников с использованием новых технологий игрового характера.
— организовать уголок в группе ДОУ с играми для свободного пользования и создать условия для развития у детей интереса к логическим игровым элементам;
— способствовать развитию навыков познавательной активности детей;
— поощрять инициативность и самостоятельность в образовательном процессе;
— развивать умение строить догадки и предположения, развивать любознательность, воображение, мышление.
Условия реализации. При планировании и организации занятий важно соблюдать некоторые условия:
— создать ребенку естественную стимулирующую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявлять активность и интерес к познанию (для этого нужно подобрать задания и игры соответствующие возрасту и возможностям ребенка, исключить негативную оценку действий ребенка и поощрять фантазию, творческий подход и проявленный интерес);
-учесть содержание базовой программы ДОУ;
— правильно учесть главную цель занятия;
— учесть интересы и запросы каждого ребенка, вызвать удивление и интерес к предложенному материалу.
Комплексное направление работы по развитию логических способностей детей дошкольного возраста.
На первом этапе моей работы с детьми старшего дошкольного возраста я пыталась пробудить их интерес к игровому занимательному материалу с помощью различных головоломок, логических задач, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, загадок, все это очень способствует активации мозговой деятельности, дальнейшему развитию и более легкому этапу обучения в начальной школе. Пусть дети думают, что их не обучают чему-то, а играют с ними. В процессе игры на занятиях я определенно использовала занимательный, интересный материал, как сделанный мною, так и авторские игры, которые считала наиболее подходящими и развивающими, так же использовала различные материалы для работы, строительный и бросовый: пуговицы, палочки, геометрические фигуры, прищепки, камушки, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.
В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен логический уголок, где расположены различные дидактические игры, придуманные мной, а в последствии и самими детьми, другой игровой занимательный материал.
На втором этапе работы с детьми мною был разработан цикл интересных, развивающих занятий по логике, на которых дети знакомились с новым игровым материалом, приобретая тем самым новые знания и умения.
Так как занятия носили сюжетный характер, дошколята с удовольствием погружались в атмосферу путешествий на различные темы, детки были активные, занимались с желанием, интересом, благополучно выполняли поставленные перед ними задачи, достигали своей цели.
Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоционально-положительный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только логические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы, умственное мышление, когнитивные процессы.
На третьем этапе работа проводилась с родителями, с целью взаимодействия и взаимопомощи в формировании логических способностей детей, их дальнейшем развитии, так как без взаимодействия и совместной работы результат будет не столь успешным.
В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.
Темы консультаций:
«Роль занимательного логического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».«Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному логическому материалу».«Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей».«Танграмы – геометрические игры – головоломки, как средство развития пространственного и конструктивного мышления, логики, воображения и сообразительности».«Логические игры на развитие зрительного внимания, которое так важно при подготовке к школе».Игра — соревнование «Логическая игротека»Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в подготовленных, для них — анкетировании и консультациях-практикумах.
На четвертом этапе была проведена результативная работа, по развитию логических способностей детей дошкольного возраста, через игровую деятельность.
Эффективность работы с детьми с увлекательной логикой очевидна: дети любят играть с головоломками, счетными палочками, в различные дидактические игры. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то на помощь всегда придут веселые задания или задачи-шутки, они помогут им в этом и дети решают их быстро и увлеченно.
Обучение детей дошкольного возраста логике немыслимо без использования различных занимательных игр, логических задач, интересных развлечений. С детьми нужно «играть», чтобы проявить интерес к процессу обучения, а логические игры можно использовать по самым разным темам, будь то математика, обучение грамоте, развитие речи, окружающий мир и т.д. Дидактические игры позволяют решать различные образовательные задачи в игровой, непринужденной форме, максимально доступной и привлекательной для детей. Основная цель – обеспечить образованность и грамотность детей для дальнейшего, более сложного школьного учебного процесса. И я каждый раз стараюсь придумать или, в крайнем случае, подсмотреть новые логические игры – тренажеры для развития своих детей.
Используя различные развивающие игры и упражнения в непосредственной работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, лучше и легче, чем те, которые предполагают длительные «бездушные» упражнения. «Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», — эти шуточные слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Практически всегда подготовка детей к школе сводятся к обучению их счету, письму, чтению. Хотя, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, они не стремятся узнавать что-то новое. Поэтому, главной целью дошкольного образования, должно быть всестороннее развитие ребенка — развитие его мотивационной и волевой сферы интеллектуальных, логических и творческих способностей.
И напоследок хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще».