«ЗНАКОМСТВО С МАСЛЕНИЦЕЙ» во второй младшей группе № 5 «СКАЗКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
«ЗНАКОМСТВО С МАСЛЕНИЦЕЙ»
во второй младшей группе № 5
«СКАЗКА»
Разработала и провела:
воспитатель высшей категории
Гаврилова Елена Евгеньевна
2021
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям.
Задачи:
Образовательные: формировать в детском сознании понятие о традициях празднования «Масленицы». Формировать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие: вызывать интерес к истории праздника «Масленица», к играм и развлечениям.
Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, вызывать положительные эмоции.
Оборудование: презентация — (иллюстрации) праздника «Масленица», стол с музыкальными инструментами, стол с угощениями, мольберт, 2 альбомных листа А-4, 2 фломастера для конкурса «Кто быстрей блинынапечет», аудиозаписи хороводных песен, «Шумовой оркестр «Русский».
Форма работы: беседа — рассказ с просмотром презентации (иллюстраций) о «Масленице» с играми, конкурсами, танцамии праздничным застольем.
Ход беседы:
— Ребята сегодня мы с вами отправимся в гости, но сначала хочу вам задать несколько вопросов:
— Ребята, скажите какое сейчас время года?
— Правильно — весна, а вы знаете, что весной мы отмечаем один веселыйпраздник…… какой? (ответы детей)
— А хотите узнать?
— Тогда вам нужно отгадать загадку:
Слайд 2
Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем?
(Масленицу)
— Да ребята правильно — это Масленица! А хотите ли вы сегодня отправиться к ней в гости?
— Тогда давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:
Закроем мы глаза сейчас
И скажем: раз, два, три!
И в этот миг и в этот час
У Масленицы мы!
Слайд 3(играет легкая народная музыка)
-А вот мы и попали к Масленице в гости, а знаете Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России.
Слайд 4
На самом деле Масленица является древним праздником.
На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Этопраздник с хороводами, песнями, плясками ииграми.
Слайд 5
А еще в старинузазывали Масленицу и Весну закличками.
— А ну девочки выходите, весну зазовите, чтоб быстрей и к намВесна пришла:
Алина:
Провожаем зиму вместе,
Водим дружный хоровод.
Не стоит никто на месте,
Ведь весна придет вот-вот.
Лиза:
Масленица, Масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
Алина:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
— Теперь весна точно к нам придет!!! Не опоздает!!!
Слайд 6
— А теперь, ребята, я хочу у вас уточнить, что на Масленицу пекут?
— Правильно, блины! Скажите а почему именно блины? Что не знаете? А хотите узнать?
— Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, как солнце, лепешки. Считалось, что съев такое угощенье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Ведь блин похож на солнышко, правда ребята?
Слайд 7 (игра под музыку)
-Ну а сейчас, я предлагаю вам поиграть, Хотите?
— Будем мы командами играть – блиночки выпекать! Чья команда быстрей напечет, та и выиграет! (делимся на 2 команды, по сигналу дети бегут по очереди к мольберту и рисуют круглые блиночки, кто быстрей наврисовал тот и выиграл!!!)
Слайд 8
— Ребята, а как еще можно веселиться на празднике?
— Посмотрите на этих людей, что они делают?
— Да правильно они играют на различных музыкальных инструментах. Давайте подойдем к столувыберем и назовеммузыкальные инструменты, на которых играли в старину на Руси. (дети называют муз. инструменты)
— Ребята, мы с вами у Масленицы в гостях, поэтому мы тоже будем сегодня веселиться. Давайте устроим наигрыши. Смотрите внимательно на экран
(Музыкальная игра «Шумовой оркестр «Русский»)
— Понравилось вам ребята?
— Посмотрите ребята, давайте пройдем к праздничному столу…
Слайд 9(подходим к столу с угощеньями и самоваром)
— Ребята, а еще раньше на Масленицуходили в гости, где конечно любимым лакомством были ……?
— Да блины и разные сладости, Хозяева грели воду всамоваре, ставили различные яства на стол и угощали гостей.
— А ну расскажите мне ребята, кто из вас ингредиенты блинов знает, тот быстро мне да или нет отвечает:
Парное молоко -да,
Капуста кочанная- нет,
Куриное яйцо – да,
Соленый огурец нет.
Мясной холодец- нет,
Сахар да соль-да,
Белая фасоль- нет
Мука да сода -да
Рыба соленая-нет
Лист лавровый-нет
Масло топленое – да
— Молодцы ребята! А теперь я предлагаю всем взяться за руки и встать в хоровод и про эти волшебные блины мы с вами хоровод поведем и песенку споем: (« Мы давно блинов не ели»)
Слайд 10-11-12-13
— Ребята, самыми любимымиразвлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.
Слайд 14
— А еще однимучастником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла.
Слайд 15
— Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Считалось, что когда сгорает чучело, то огонь забирает все плохое с собой, и морозыи метели и болезни, и приходит на смену Весна плодородная, счастливая и богатая!!! Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье .
— Понравилось вам ребята у Масленицы в гостях?
-А теперь нам пора возвращаться в сад. Давайте закроем глаза и скажем:
Закроем мы глаза сейчас
И скажем: раз, два, три!
И в этот миг и в этот час
В наш сад вернулись мы!
— Ребята, где мы были? О чеммы сегодня говорили?
— Какой веселый праздник отмечают весной?
— Как отмечают этот праздник?
— Что мы с вами делали?
— Ребята, а вы знаете, что Масленица она волшебная, посмотрите и здесь она для нас приготовила угощения, чтоб мы полакомились солнечными сладкими блинами ( дети проходят за столы и угощаются блинами с чаем и сладостями)
Список литературы
1.Дорожкина, Н. И. В гости масленка зовет: сценарий фольклорного праздника / Н. И. Дорожкина // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 12. — С. 94-96.
2.Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва: Белый город, 2004. – 736 с.: ил.
3.Шмелев, Островский, Чехов: Детям о Масленице // Белорусская Православная церковь, 2016 г.-С. 63.
4.Энциклопедия детских праздников / Е. О. Пиглицина. – Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 320 с.
5. Интернет-источники.