КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «МОСТ ДРУЖБЫ»
Цель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Задачи:развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками. Развивать умение правильно строить предложения, высказывая свои предположения. Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость). Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Оборудование: слайды, ступеньки для моста дружбы, шаблон дерева, презентация
Воспитатель:
Утренний круг
Построение детей в круг.
— В круг скорее все опять,
1-2-3-4-5.
Ты мой, и я твой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
А улыбку подарим нашим гостям.
И с хорошим настроением начнем наше занятие.
2. Обмен новостями:
А сейчас пришло время новостей, сегодня у нас 1 октября — это международный день улыбки. Давайте подарим не только улыбки друг другу, но и комплименты. Я напомню о правилах — говорит один, все слушают, и говорит только тот, у кого сердечко, говорит мало, а не много.
Хорошо! Молодцы!
Планирование дня:
А я хочу напомнить, что сегодня четверг, а в четверг у нас три занятия: логопедическое – где познакомит вас с новым звуком и буквой. Физкультурное занятие, где вас научат правильно метать мяч в цель. А после тихого часа вы сможете поиграть в центрах. Теперь я попрошу Вас подумать, где бы вы хотели сегодня поиграть (в каких центрах)
( Дети делают выбор с помощью прищепок)
4-5 детей попросить объяснить свой выбор и что планируют делать.
— Я желаю вам сегодня быть успешными, что бы на занятиях у вас все получалось, что бы было хорошее настроение, и вы бережно и доброжелательно относились ко всем. Удачного дня!!
Ход занятия: звук сообщения
Воспитатель:
Друзья, слышите, нам пришло сообщение. Интересно, от кого оно? Хотите узнать? Попробуйте догадаться по этой песенке. («Песня Леопольда».)
Дети: Письмо прислал Леопольд.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали.
Воспитатель: Посмотрим, что же пишет
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я никак не могу подружиться с мышами. Они постоянно проказничают, а мне так хочется жить дружно. Посоветуйте, что мне делать? До свидания, ваш Леопольд.
Воспитатель: Как же мы можем помочь Леопольду?
Дети: Напишем правила дружбы. Построим мост Дружбы.
Воспитатель: Давайте и мы построим для них мост Дружбы. Но ступеньки для моста будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Каждое задание это одна ступенька для нашего моста Дружбы.
слайд «Картинка – друзья».
1 задание: «Мозговой штурм» — что такое дружба?
Воспитатель: Ребята, а что такое «дружба»? Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также как в знакомой нам песне «Улыбка».
Кто помнит эти слова?
Дети поют строчки из песни.
Воспитатель: А с кем бы вам хотелось дружить?
Дети: С тем, кто нравится тебе. С тем, кто делится с тобой. С тем, кто не обижает тебя.
Воспитатель: Что друзья могут делать вместе?
Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили первое задание и можем положить первую ступеньку для моста Дружбы.
2 задание: Игра «Семья слов».
Обращают внимание на шаблон дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».(слайд)
Воспитатель: Как вы думаете, какое слово хранит это дерево? Я вам его сейчас прочту, ребята. Это слово дружба. У слова «дружба» есть слова — родственники. Давайте назовём слова, похожие на него.
Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Воспитатель: Молодцы! Мы справились и со вторым заданием и можем положить еще одну ступеньку нашего моста.
3 задание: Игра «Кто с кем дружит?» (интерактивная игра)
Воспитатель: Ребята, хочу вам предложить одну игру. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
С кем дружит:
Добрая Белоснежка (с семью гномами).
Забавный Винни-Пух (с Пятачком).
Карлсон (с Малышом).
Крокодил Гена (с Чебурашкой).
Кай (с Гердой).
Мальвина (с Артемоном).
Воспитатель: Прекрасно! И с этим заданием справились. Ставим еще одну ступеньку.
4 задание: Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, я расскажу вам один случай,
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
— Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
— Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
— Этот, что ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
— что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?Как бы вы поступили в данной ситуации?Воспитатель: Я предлагаю вам разбиться на пары и предложить свой выход из этой ситуацииВоспитатель Вот мы еще одно задание выполнили и ставим еще одну ступеньку
5 задание: Упражнение «Паутинка пожеланий добра».
Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
У меня есть «клубочек дружбы», свободным концом нити я обмотаю Сашину ладошку один раз с добрым пожеланием, а Саша также покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
— Я желаю тебе быть добрым.
— Я желаю тебе быть честным другом.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых пожеланий у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? Давайте пройдем на нашу полянку эмоций и каждый выберет себе цветок отражающий ваше настроение.
Воспитатель: Мы положили еще одну ступеньку к мостику Дружбы.
Воспитатель: Но вы знаете, ребята, иногда дружба распадается. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы дружба не распалась?
Помогать другу.
Быть честным.
Уступать.
Не бояться просить прощения.
Не грубить.
Не жадничать.
Не злиться.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что мы с вами сейчас сделали? Мы составили правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни, соблюдая эти правила, вы никогда не потеряете друга. Я предлагаю поиграть в игру «Мост дружбы»
Цель. Развитие эмпатии у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.
Ход игры: Воспитатель показывает детям кубик и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».
Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.
Воспитатель: Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям мост Дружбы получился большим и красивым.
Воспитатель: Каждая ступенька нашего моста – это правила дружбы. И если мыши будут их соблюдать, у них будет много друзей. Ребята, я желаю вам добрых и верных друзей. Давайте скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»