Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость развития способностей математического характера, формирование познавательного интереса к математике поднималась многими педагогами, психологами, методистами. И все же не смотря на многочисленные работы в данной теме, проблема развития математических способностей далека от совершенства и завершения. Я придерживаюсь системы взглядов свободного воспитания и естественного развития ребенка, выступаю как взрослый приятель своих учеников. Как правильны слова М. Монтессори – образно будущего строителя нового прекрасного мира можно отождествить с «пока нераспустившимся цветком, развивающимся по своим природным законом». Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благополучная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное – корень, у ребенка – душа. Педагог должен помочь раскрыться его душе для качественного, эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, которые пригодятся в реальной жизни. Известные философы, писатели, педагоги, врачи и общественные деятели были приверженцами свободного воспитания. В будущем будет повышаться ответственность за качество образования, потому что перспективы 21 века, будут базироваться на знаниях, тем самым мы должны создать все условия для развития наших детей. А как это сделать? Конечно обучать играя, активно формируя умственную деятельность ребенка, будь то самая простая головоломка или необычность постановки какого либо вопроса: «Как с помощью двух обычных палочек получить на столе квадрат или треугольник?» — заставит ребенка думать, соображать, воображать, искать различные варианты ответа, тем самым он проявит интерес к развивающей и познавательной математической игре.

Начав свою работу по развитию у детей дошкольного возраста математических способностей, пришла к выводу, как необходимы различные формы занимательного материала и как нарастает интерес детей к этому материалу.

На 1-м этапе моей работы с детьми старшего дошкольного возраста я старалась вызвать у них интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью различных загадок, логических задач, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети думают, что их не обучают чему-то, а играют с ними. В процессе игры на занятиях я обязательно использовала занимательный, интересный материал, как сделанный мною и так авторские игры, которые считала наиболее подходящими и развивающими, так же использовала различные материалы для работы, строительный и бросовый: пуговицы, прищепки, камушки, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.

В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены различные дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл интересных, развивающих занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым материалом, приобретая тем самым новые знания и умения.

Так как занятия носили сюжетный характер, дети с удовольствием погружались атмосферу путешествий на различные темы, детки были активные, занимались с желанием, интересом, благополучно выполняли поставленные перед ними задачи.

Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоционально-положительный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы, логическое мышление.

На 3-м этапе была проведена работа с родителями с целью взаимодействия и взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия и совместной работы результат не будет настолько успешен.

В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

«Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».«Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»«Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»«Учим детей логически мыслить»

Игра — соревнование «Математическая игротека».

Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в подготовленных для них анкетировании, консультациях-практикумах.

На 4-м этапе была проведена результативность опыта работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Результативность опыта

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками, в различные дидактические игры. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то на помощь всегда придут веселые задания или задачи-шутки, они помогут им в этом и дети решают их быстро и с увлечением.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования мультимедийных игр, различных игровых презентаций, занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок и всегда требуют больше таких увлекательных заданий. Занимательные задания я применяю в качестве разминки в начале или в конце НОД для повышения умственной активности детей. Разнообразную работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером. Играем в математику даже перед принятием пищи, например, в непринужденной форме, прошу дежурных посчитать, сколько всего ложек они раздали или сколько тарелок лежит на двух столах, или сколько стаканчиков нам нужно поставить еще, если к нам присоединиться зайчик и ёжик, в зависимости от того, какой сказочный персонаж «посещал» нас на занятии, помогать дежурным в решении данных задач с интересом обязательно подключались все дети. Видя восторженные лица детей, всегда появляется желание придумывать еще больше интересных и познавательных заданий.

Систематическая, целенаправленная работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно осваивают основы математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи, что является залогом успеха в дальнейшем школьном процессе.

242
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!