Методика проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной» радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Варианты проведения утренней гимнастики.
— Традиционная гимнастика с ОРУ.
— Гимнастика игрового характера.
— С использованием полосы препятствий.
— С использованием простейших тренажеров.
— С включением оздоровительных пробежек.
— Ритмическая гимнастика.
Структура утренней гимнастики.
Вступительная часть:
— построение;
— два — три вида ходьбы;
— один вид бега.
В заключение — обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
— дыхательные упражнения и упражнения мышц рук и плечевого пояса;
— мышц туловища;
— брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
— ходьба, хороводы и т. д.
Планирование утренней гимнастики.
Оно тесно связано с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях, комплексы упражнений утренней гимнастики составляют на две недели с учетом возрастных особенностей детей, требований «Программы воспитания в детском саду», уровня физического развития и подготовленности каждого ребенка, а также с учетом места проведения (в помещении или на участке детского сада, сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря.
Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной к школе ― 10―12 мин.
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения.В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.
Памятка «Методика проведения утренней гимнастики»
1.Построение.
2.Различные виды ходьбы.
3.Постепенный переход на бег. Бег. Ходьба.
4.Построение (младшие группы в круг; средние группы звеньями; старшие группы тройками).
5.Общеразвивающие упражнения:
— упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
— упражнения на прямые мышцы пояса;
-упражнения на косые мышцы туловища;
— упражнения для мышц ног;
— упражнения в положении сидя, лежа;
— прыжки в чередовании с ходьбой;
6. Ходьба в чередовании с бегом.