" Роль использования нетрадиционного рисования в художественном развитии дошкольников"
Тип статьи:
Авторская
Роль использования нетрадиционного рисования в художественном развитии дошкольников
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», гак называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Рисование — не только очень увлекательный для детей процесс, но и очень полезный.
В процессе рисования совершенствуются:
Наблюдательность,
Эстетические эмоции
Художественный вкус
Творческие способности
Творческая активность
Творческое воображение
Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа
Доброта сердца
Чуткость души
Действенная любовь ко всему прекрасному.
В детском саду продолжают развивать умения и навыки детей в рисовании. Составлены специальные методики, обучающие рисованию: как нарисовать дерево, дом, елку и т.д., затем — композиционные рисунки.
Обучение рисованию предполагает решение 2-х взаимосвязанных задач:
Побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям в жизни
Сформировать избирательные навыки и умения.
При данном способе ребенок учится мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.
Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования — легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.
Литература
1. Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирования».
2. Т.С. Комарова, А.И. Савенков. Коллективное творчество детей.
3. Г.Г. Григорьева. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.