Формирование поликультурной личности в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблема развития поликультурной личности в условиях многонационального общества является наиболее актуальной. Современная реальность, в которой формируется личность, требует организованного целенаправленного психолого-педагогического сопровождения, создания необходимых условий для развития поликультурной личности. Сегодня, как никогда, возникла потребность воспитывать в детях навыки межкультурного диалога, толерантность, положительное отношение к другим людям и культуре других народов. Межэтническое взаимодействие, как правило, может сопровождаться такими негативными явлениями, как повышенной тревожностью, депрессией, раздражительностью, психологическим дискомфортом, снижением уверенности. Поликультурную же личность отличают такие качества, как тактичность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность. Приобщая ребенка к миру человеческих ценностей, мы способствуем осознанию ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. И воспитание подрастающего поколения начинается ещё в дошкольном возрасте, в момент начального формирования личности.
Необходимо стремиться к тому, чтобы образовательная среда помогала ребенку осознать свои корни и в то же время формировала бы понимание и уважение к другим культурам. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на приобретение детьми знаний об обычаях, ценностях, нормах других народов, на формирование навыков межэтнических контактов. С самого раннего возраста необходимо воспитывать в ребенке взаимопонимание, этнотолерантность. Необходимо помочь детям понять, что унижая и подавляя кого-то, невозможно оставаться вместе; осознать социальные ценности, выражающиеся не в словах, а в поведении человека; понять важность сочувствия и уважения. Добиться выполнения поставленных задач можно различными способами и методами, в том числе и привлечением детей к участию в разнообразных программах, целью которых является знакомство с богатством культур различных национальностей, с историей других народов. Приобщая ребенка к национальной культуре, мы должны окружить его предметами национального характера, как можно больше использовать фольклор, знакомить его с национальным изобразительным искусством.
Таким образом, поликультурное воспитание детей должно осуществляться посредством расширения знаний о традициях разных народов, эмоционального воздействия (важно вызвать в душе ребенка отклик), обучения поведенческим нормам. И для более всестороннего развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, т.е. в педагогический процесс необходимо вовлекать родителей. Что позволит создать такое познавательно-образовательное пространство, в которое ребенок будет погружаться как в детском саду, так и дома.
Поликультурное воспитание подрастающего поколения должно базироваться на принципах дифференциации и креативности, преемственности и культурной целостности. Необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды в образовательном учреждении, использование различных форм и методов. Это и оформление уголков по ознакомлению детей с культурами разных народов, это и наглядная демонстрация национальных костюмов, это и использование технических средств обучения и, конечно же, проведение различных народных праздников, участниками которых являются дети.
Российская Федерация – многонациональное государство. И развитие поликультурной личности — одна из главных задач национальной политики Российского государства.
Литература
- 1.Гуров, В.Н., Вульфон, Б.З., Галяпина, В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. — М., 2004. — 240 с.
- 2.Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. – М.: Академ. Проект, 2004. — 176 с.
- 3.Палаткина, Г.В., Янкина, Л.В., Кузнецова, Р.Х. и др. педагогика толерантности: учебное пособие. – Астрахань, 2008. – 221 с.