«Особенности быта жителей Африки»

Цель: познакомить детей с особенностями быта жителей Африки

Задачи:создать условия для:

— формирования элементарных представлений об особенностях быта жителей Африки (виды домов);

— формирования представлений об основных видах деятельности жителей Африки (промысел жителей Африки);

— развития умений у детей определять временную зависимость объекта и его функции, устанавливать взаимосвязь предметов и материалов во времени

Ход мероприятия

(Выходит к детям под музыку «Тимон» герой из мультфильма «Король Лев»)

— Я вас видеть рада друзья, меня зовут Тимон! Ой, что-то у вас так холодно, что я совсем замерз. Там, где живу я всегда жарко, растут пальмы и ярко светит солнце. Ребята, а вы догадались, где живу я? (Правильно, в Африке)

-А вы хотите отправиться со мной на этот континент? (Да)

-Я приглашаю вас в виртуальную экскурсию.

(Тимон достает глобус и вертит его)

— Глобус, кручу, верчу,

Нас в Африку доставить хочу.

Раз, два, три,

В Африке мы, посмотри.

(Звучат тамтамы, слайд №1: Африка)

Тимон: Сегодня мы познакомимся с жителями Африки — аборигенами, диких племенах, которые еще сохранились в непроходимых джунглях и саваннах (африканской степи). Слайд №2: аборигены.

Тимон: Жители Африки, аборигены имеют черный цвет кожи, как вы думаете, почему их кожа имеет такой цвет?

ТРИЗ -Мозговой штурм (Дети думают, выдвигают свои гипотезы), приходят к одному решению. -Правильно, потому что они постоянно находятся на солнце.

Тимон: — Так как у нас в Африке круглый год лето, то мы не носим теплой одежды. Слайд №3: аборигены в разных одеждах. национальных (Дети рассматриваю одежду)

ТРИЗ — Игра – противоречие «Хорошо-плохо» «Круглый год тепло»

(Дети выделяют в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны).

Тимон: Ребята, аборигены живут в пустыне, в джунглях и саваннах. И от того, где они живут, зависит, как выглядит их жилище.

Вот, например, жители пустынь, при строительстве жилищ используют камень, глину, низкие травы и кустарники.

(Слайд №4 жилье в пустыне)

— в саваннах – пальмы, стебли хлопка и проса; в лесных районах – бамбук, рафию, ротанг, листья фикуса и банана. Также для обустройства своих домов африканцы применяют ил, навоз, циновки, ткани и шкуры животных.

(Слайд №5: жилье в саваннах)

Тимон: -Дома строят в основном мужчины, а женщины занимаются их украшением. (Слайд №6: африканская роспись)

Тимон: — Почти все дома в Африке имеют круглую форму. Одним из наиболее известных представителей круглых домов является рондавель (Слайд №7)

— Обычно рондавель изготавливается из тех материалов, которые доступны в природе. Чаще всего стены строят из камня, а «цементный раствор» делают из земли, песка или их смеси с навозом. Для того чтобы поверхность пола была ровной, ее обрабатывают навозосодержащей смесью.

Каркас крыши рондавеля обустраивается при помощи веток деревьев, очищенных от сучков. Он покрывается тростником, который прикрепляется к основанию при помощи травянистых канатов.

Тимон: -Ребята, некоторые жители Африки ведут кочевой образ жизни, и поэтому им не требуется строить долговечные дома, им достаточно шалашей и навесов. (Слайд №8: африканские шалаши бушменов)

Тимон: -в пустынях, где солнце выпекает почти все. Дома строят в пещерах, чтобы скрыться от солнца.

Тимон: — в болотистых местах, возле воды, дома строят на специальных сваях (Слайд №9: дома на сваях)

Тимон предлагает поиграть в игру

ТРИЗ -Игра «Чем был — чем стал» (метод системного анализа).

(Дети устанавливают взаимосвязь предметов и материалов во времени)

Например:Ход игры: ведущий называет материал: пальмы, стебли хлопка и проса, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствую: крыша, забор, смесь для строительства дома, орудие труда.

Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Тимон: — большое значение в жизни аборигенов играют амулеты,

(Слайд №10: амулеты). Их делают женщины.

Тимон предлагает детям пофантазировать и предлагает поиграть в игру

ТРИЗ Игра «Как это раньше делалось?» (Детиопределяют временную зависимость объекта и его функции).

Ход игры: называется объект, изготовленный человеком амулет, маска. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.

Например: — амулет, маска. Для чего она придумана?

Тимон: они спасают их от злых духов, а также маски, которые придают силу.

Тимон: -Мужчины-аборигены занимаются охотой.

(Слайд №11: охота в Африке, приготовление пищи)

Добывают пищу, а женщины ее готовят.

Тимон: -В каждом племени есть свой вождь. Обычно это самый старый и мудрый соплеменник, который отличился в боях, на охоте, состязаниях. Его выбирают всем племенем и безоговорочно ему подчиняются. Его слово-закон для всего племени. (Слайд №13: вождь)

Проведение эстафеты: «Африканские забавы»

Тимон: — Давайте разделимся на две команды и выберем вождей

(Дети выбирают «вождя») Вождя одного племени зовут Быстрый ветер, а другого- Несокрушимый. А племена носили название «Племя солнца» и «Племя ветра». Оба племени собрались на ритуальной поляне. Называется она так, потому что на ней свершаются ритуалы, например ритуал — посвящение в воины, произносится клятва. Каждому воину вручается индивидуальный амулет.

(Слайд№14: ритуальная поляна)

  • На меткость (попади в цель);
  • На ловкость и быстроту (пробежать по кочкам по болоту);
  • На внимательность (выложить кегли в определенном порядке)

Тимон: — Нам пора возвращаться в детский сад

— Глобус, кручу, верчу,

Нас в детский сад доставить хочу.

Раз, два, три

В садике мы, посмотри.

Тимон: -Итак, вы все молодцы! Настоящие аборигены! И я очень рад, что смог вам показать, как живет мой народ. А вы запомнили, как и где живет мой народ?

Тимон: — Какую форму имеют дома в Африке?

Тимон: — Где строят свои жилища Африканцы и из чего?

Тимон: -Чем занимаются Африканцы-мужчины? А женщины?

Тимон: -Молодцы! Мне пора возвращаться в Африку!

До свиданья!

465
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!