«Особенности быта жителей Африки»
Цель: познакомить детей с особенностями быта жителей Африки
Задачи:создать условия для:
— формирования элементарных представлений об особенностях быта жителей Африки (виды домов);
— формирования представлений об основных видах деятельности жителей Африки (промысел жителей Африки);
— развития умений у детей определять временную зависимость объекта и его функции, устанавливать взаимосвязь предметов и материалов во времени
Ход мероприятия
(Выходит к детям под музыку «Тимон» герой из мультфильма «Король Лев»)
— Я вас видеть рада друзья, меня зовут Тимон! Ой, что-то у вас так холодно, что я совсем замерз. Там, где живу я всегда жарко, растут пальмы и ярко светит солнце. Ребята, а вы догадались, где живу я? (Правильно, в Африке)
-А вы хотите отправиться со мной на этот континент? (Да)
-Я приглашаю вас в виртуальную экскурсию.
(Тимон достает глобус и вертит его)
— Глобус, кручу, верчу,
Нас в Африку доставить хочу.
Раз, два, три,
В Африке мы, посмотри.
(Звучат тамтамы, слайд №1: Африка)
Тимон: Сегодня мы познакомимся с жителями Африки — аборигенами, диких племенах, которые еще сохранились в непроходимых джунглях и саваннах (африканской степи). Слайд №2: аборигены.
Тимон: Жители Африки, аборигены имеют черный цвет кожи, как вы думаете, почему их кожа имеет такой цвет?
ТРИЗ -Мозговой штурм (Дети думают, выдвигают свои гипотезы), приходят к одному решению. -Правильно, потому что они постоянно находятся на солнце.
Тимон: — Так как у нас в Африке круглый год лето, то мы не носим теплой одежды. Слайд №3: аборигены в разных одеждах. национальных (Дети рассматриваю одежду)
ТРИЗ — Игра – противоречие «Хорошо-плохо» «Круглый год тепло»
(Дети выделяют в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны).
Тимон: Ребята, аборигены живут в пустыне, в джунглях и саваннах. И от того, где они живут, зависит, как выглядит их жилище.
Вот, например, жители пустынь, при строительстве жилищ используют камень, глину, низкие травы и кустарники.
(Слайд №4 жилье в пустыне)
— в саваннах – пальмы, стебли хлопка и проса; в лесных районах – бамбук, рафию, ротанг, листья фикуса и банана. Также для обустройства своих домов африканцы применяют ил, навоз, циновки, ткани и шкуры животных.
(Слайд №5: жилье в саваннах)
Тимон: -Дома строят в основном мужчины, а женщины занимаются их украшением. (Слайд №6: африканская роспись)
Тимон: — Почти все дома в Африке имеют круглую форму. Одним из наиболее известных представителей круглых домов является рондавель (Слайд №7)
— Обычно рондавель изготавливается из тех материалов, которые доступны в природе. Чаще всего стены строят из камня, а «цементный раствор» делают из земли, песка или их смеси с навозом. Для того чтобы поверхность пола была ровной, ее обрабатывают навозосодержащей смесью.
Каркас крыши рондавеля обустраивается при помощи веток деревьев, очищенных от сучков. Он покрывается тростником, который прикрепляется к основанию при помощи травянистых канатов.
Тимон: -Ребята, некоторые жители Африки ведут кочевой образ жизни, и поэтому им не требуется строить долговечные дома, им достаточно шалашей и навесов. (Слайд №8: африканские шалаши бушменов)
Тимон: -в пустынях, где солнце выпекает почти все. Дома строят в пещерах, чтобы скрыться от солнца.
Тимон: — в болотистых местах, возле воды, дома строят на специальных сваях (Слайд №9: дома на сваях)
Тимон предлагает поиграть в игру
ТРИЗ -Игра «Чем был — чем стал» (метод системного анализа).
(Дети устанавливают взаимосвязь предметов и материалов во времени)
Например:Ход игры: ведущий называет материал: пальмы, стебли хлопка и проса, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствую: крыша, забор, смесь для строительства дома, орудие труда.
Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Тимон: — большое значение в жизни аборигенов играют амулеты,
(Слайд №10: амулеты). Их делают женщины.
Тимон предлагает детям пофантазировать и предлагает поиграть в игру
ТРИЗ Игра «Как это раньше делалось?» (Детиопределяют временную зависимость объекта и его функции).
Ход игры: называется объект, изготовленный человеком амулет, маска. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.
Например: — амулет, маска. Для чего она придумана?
Тимон: они спасают их от злых духов, а также маски, которые придают силу.
Тимон: -Мужчины-аборигены занимаются охотой.
(Слайд №11: охота в Африке, приготовление пищи)
Добывают пищу, а женщины ее готовят.
Тимон: -В каждом племени есть свой вождь. Обычно это самый старый и мудрый соплеменник, который отличился в боях, на охоте, состязаниях. Его выбирают всем племенем и безоговорочно ему подчиняются. Его слово-закон для всего племени. (Слайд №13: вождь)
Проведение эстафеты: «Африканские забавы»
Тимон: — Давайте разделимся на две команды и выберем вождей
(Дети выбирают «вождя») Вождя одного племени зовут Быстрый ветер, а другого- Несокрушимый. А племена носили название «Племя солнца» и «Племя ветра». Оба племени собрались на ритуальной поляне. Называется она так, потому что на ней свершаются ритуалы, например ритуал — посвящение в воины, произносится клятва. Каждому воину вручается индивидуальный амулет.
(Слайд№14: ритуальная поляна)
- На меткость (попади в цель);
- На ловкость и быстроту (пробежать по кочкам по болоту);
- На внимательность (выложить кегли в определенном порядке)
Тимон: — Нам пора возвращаться в детский сад
— Глобус, кручу, верчу,
Нас в детский сад доставить хочу.
Раз, два, три
В садике мы, посмотри.
Тимон: -Итак, вы все молодцы! Настоящие аборигены! И я очень рад, что смог вам показать, как живет мой народ. А вы запомнили, как и где живет мой народ?
Тимон: — Какую форму имеют дома в Африке?
Тимон: — Где строят свои жилища Африканцы и из чего?
Тимон: -Чем занимаются Африканцы-мужчины? А женщины?
Тимон: -Молодцы! Мне пора возвращаться в Африку!
До свиданья!