ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Тип статьи:
Авторская

Воздействие на сознание и чувства ребенка художественным словом, несомненно, велико. Оно возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь пpедстает перед ребенком в непосредственном действии на сцене.

Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее на сцене как реальность. Именно эта эмоциональность и способность к подражанию делают ребенка доверчивым, доступным педагогическому воздействию. Дошкольник откликаeтся сразу же, открыто, непосредственно, прежде всего чувством [4, с. 89].

Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели на основе сюжетов народных сказок, песенок-потешек, художественных рассказов и стихотворений.

Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров (в поступках, в диалоге).

В практике детских садов прочно утвердились разные виды драматизации: посредством театра картинок («живые картинки» и фланелеграф), настольного театра (кукол и плоскостной), театра теней и театра петрушки.

Театр картинок – это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий, производимых ими. Воспитатель рассказывает сказку, читает потешку или небольшое стихотворение и по ходу повествования представляет взору малышей картинки-образы, картинки, на которых запечатлены действия персонажей художественного произведения. Театр каpтинок представлен в практике детских садов двумя разновидностями: «живыми картинками» и фланелеграфoм. Принцип отбора произведений для инсценировок в театре «живых картинок» и на фланелеграфе и процесс показа в инсценировках этого вида один и тот же. Различие их лишь в способе крепления картинок на сцене-экране и в степени подвижности картинок, обусловленной способом их крепления.

Прост и доступен восприятию самых маленьких зрителей кукольный настольный театр. Термин «теaтр» применительно к этому зрелищу, как и к предыдущему, разумеется, условен, так как художественное произведение, положенное в основу такой инсценировки, почти не претерпевает изменения, чаще читается дословно; действия воспитателя-кукловода не скрыты от детей-зрителей. Однако малыши третьего-четвертого года жизни настолько увлекаются событиями, происходящими на «сцене» — стoле, и музыкой звучащей речи, что не замечают рук воспитателя, полностью отдаются во власть чувств, активно помогают торжеству доброго начала в пьесе-инсценировке, глубоко сопереживают героям.

В кукольном нaстольном театре воспитатель разыгрывает сюжеты художественных произведений с помощью обычной образной игрушки или фигурок, вырезанных из фанеры, плотного картона, укрепленных на подставках и раскрашенных с обеих сторон в соответствии с обликом персонажей инсценируемого произведения.

Театр теней — это инсценирование художественных произведений с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов труда и быта. Силуэты выкрашены в черный цвет, проецируются на экран, обтянутый неплотной белой материей, путем подсвечивания сверху, сзади, за экраном.

В театре теней особенно четко просматриваются контуры пеpсонажей, характер их поз и движений, возникающих как бы сами собою, так как воспитатель-исполнитель, его действия за экраном не видны детям.

Ощущение «чуда», простор для фантазии ребенка возникают именно и силу того, что техника исполнения, «оживления» героев инсценировки остается за экраном, ребенок общается непосредственно с персонажами, входит в события, возникающие на экране.

Теaтр петрушки — это спектакли-инсценировки, разыгрываемые с помощью специальных кукол, у которых туловище полое, замещено рубашкой-перчаткой, надеваемой кукловодом на руку. Соответствующими движениями всей кисти или только пальцев руки кукловод имитирует движения кукол-персонажей: наклон всего туловища вперед, наклон и повороты головы, разнообразные движения рук куклы. Для воспитателя-кукловода — это самый трудоемкий вид инсценирования, но зато для детей-дошкольников — самое яркое и захватывающее зрелище, в котором гармонично слиты воедино яркие зримые образы, поэзия звучащего слова, музыкальное (пение, инструмент) сопровождение [2, с. 53].

Помня о том, что художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств, приобщает его к жизни взрослых, необходимо обеспечивать тщательный отбор произведений для инсценирования. Произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей, соответствовать нравственным идеалам общества, должны быть высокохудожественными; сюжеты произведений должны соответствовать виду инсценировки, техническим возможностям передачи характерных примет облика персонажей, их действий. Например, народную потешку «Ходит конь по бережку» можно инсценировать с помощью картинок, взяв за образец иллюстрацию Ю. Васнецова, или с помощью игрушки-коня, запряженного в парадную упряжь, тогда сюжет потешки будет раскрыт наиболее полно.

Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами (например, «Усатый-полосатый» и «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки и др.).

Богатые возможности для инсценирования предоставляют народные сказки. Динамичный сюжет, стройная и определенная композиция, диалоги, в которых полно раскрываются характеры персонажей,— все это позволяет создать в спектакле яркие образы, отразить реальные жизненные ситуации [3, с.31].

Все виды драматизаций всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание подобных театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Но многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В инсценировании проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот – побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли.

Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов смешить их. Так постепенно образ как бы «прилипает» к ребенку, и в конце концов он начинает вызывать насмешки.

По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол. Следует позаботиться, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Водить кукол и высказываться за них нужно так, чтобы вызвать у детей активную реакцию. Например, пусть они устраивают всяческие препятствия волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.

Еще одна проблема отрицательного персонажа – последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности («Красная Шапочка»), Ленивица – за грубость, жадность, наглость («Двенадцать месяцев»). Но может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подать им такую мысль, пример – и можно будет увидеть, как они будут творить добрые дела [1, c. 105].

Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети–зрители своими репликами подсказывают «артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа [5, с. 41].

Драматизация детских литературных произведений, произведений народного творчества способствуют воспитанию интереса и любви детей к книге, к веселому и умному художественному слову, а также помогает формированию опыта нравственного поведения, дарит множество положительных эмоций.

Список использованных источников

1. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М., 2005. – 204 с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г. – 125 с.

3. Микляева, Н.В. Читаем и обыгрываем сказки.// Ребенок в детском саду. – 2011. — №2, С. 31-32.

4.Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001. – 240 с.

5.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской.- М.: Академия, 2012. С. 37-54.

362
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!