«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной.Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о«большом»мире посредством сказки.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка,-все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми. В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду.

Цель исследования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

-выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте;

-создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

-разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

-определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Методы исследования

-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

-количественный и качественный анализ полученных результатов;

-педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

-анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказка является эффективным педагогическим средством процесса формирования нравственных чувств потому, что она содержит увлекательный сюжет. Дети любят забавные и образные повествования. Сказки привлекают внимание детей к нравственным действиям героев. Сказочные намеки хорошо понятны детям. Поучительный опыт глубоко впитывается в детские души, вызывая желание подражать герою.

Формы работы со сказкой.

Знакомство детей с народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);что сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терёшечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется «Бобовое зернышко».

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств мы получили следующие результаты:

— формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

— готовность проявлять совместное сострадание и радость;

— развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Таким образом, сказка является для ребенка инструментом познания добра и зла, передает ребенку мир человеческих чувств. Форма нравственного воспитания посредством сказки доступна дошкольнику. Уроки нравственности через народную сказку — это лучшие уроки для детей, уроки жизни.

171
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!