Консультация для родителей на тему "Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность"

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребенка? Вопросы далеко не празд­ные, и ответы на них не очевидны для роди­телей. Многие, к сожалению, вообще не за­даются такими вопросами.

Чтобы ответить на них, прежде всего, оп­ределимся с возрастным диапазоном. Воз­раст от одного года до трех лет психологи обозначают как «ранний», от трех до шес­ти-семи лет как «дошкольный».

Ребенок первой половины раннего воз­раста (от года до двух лет) существует в тесной связке с близким взрослым, его са­мостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домаш­него пространства. Ребенок — везде. Весь дом — его развивающая среда, она широка и не концентрирована, хотя у него уже есть специальные развивающие предметы — иг­рушки. Но обычно они перемещаются вме­сте с ребенком туда, где находится взрос­лый. Задача взрослых — балансировать на грани запрещения-разрешения (позволить ребенку исследовать ближайшее простран­ство, но избежать при этом опасных по­следствий для него самого, других людей и вещей).

На подступах к дошкольному возрасту (когда ребенку исполняется два года) воз­никает необходимость в ослаблении тесной связки с близким взрослым, в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях.

Иначе говоря, приходит время, когда вез­десущего ребенка надо «собрать». Развива­ющая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помеша­ет ребенку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит — пора организовать игровой уголок.

Игровой уголок — это личное пространст­во ребенка, где он имеет возможность сво­бодно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего, для игрового уголка пона­добится детский стол — простой, незатейли­вый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (опти­мальный размер 50x70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости смо­жет легко присоединиться к ребенку). Стол надо разместить таким образом, что­бы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательные элементы игрового уголка — открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пласти­ковых или картонных емкостей (контейне­ров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игру­шечную мебель, возвести постройку из ку­биков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту «наполь­ную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70x70 см).

Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личност­ной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недо­ступных для ребенка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом уголке ре­бенок вправе и разбросать игрушки, и наве­сти порядок.

Наличие игрового уголка — противовес неистребимой тяге многих родителей к ги­перопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроение.

Есть несколько типичных ошибок в отно­шении родителей к личному пространству ребенка. Первая — отрицание необходимос­ти такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем», Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни при­сутствие ребенка «везде» становится не­удобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду иг­рушки. Ребенок не может сконцентриро­ваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навел по­рядок и т.п.

Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родите­ли оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и при­крепленным к нему стулом). Подросший ре­бенок с трудом может забраться в это соору­жение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная гро­моздкая вещь. От такого столика следует из­бавиться по достижении ребенком двух лет, и, наконец, еще одна ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобит­ся». Следуя такой логике «на вырост», роди­тели не отдают себе отчета, что из-за непри­способленности этой вещи к детским заня­тиям (высота стола, невозможность прист­роиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказы­вается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складыва­ют игрушки. Письменный стол, как и школь­ный ранец, — это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться (или быть отдан ребенку) именно в момент по­ступления в школу (по этой же причине сле­дует отказаться и от стола-парты).

Итак, пространство игрового уголка обо­значено. Чем его наполнить? «Начинка» игрового уголка связана с за­нятиями, которым может предаваться ребе­нок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другом-сверстником.

Само название «игровой уголок», конеч­но, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельно­сти ребенка.

«Играть, создавать, исследовать»- вот де­виз, под которым происходит развитие до­школьника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктив­ную деятельность (рисование, лепку, конст­руирование), исследовательскую деятель­ность (сравнение свойств реальных объек­тов, классификацию символических объек­тов-картинок, установление пространствен­ных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

На первый взгляд, можно ужаснуться сколько же материалов потребуется, чтобы «обслужить» все эти деятельности! Разве может один-полтора квадратных метра лич­ного пространства ребенка вместить все не­обходимое?

На самом деле, для игрового уголка нуж­но не так уж много. Для всех этих видов де­ятельности, развивающих дошкольника, в истории человеческого общества изобрета­лись и отбирались наиболее подходящие материалы. В результате такого культурного отбора определились некоторые стержне­вые материалы, которые обеспечивают сра­зу несколько видов деятельности на протя­жении всего возрастного диапазона.

Подойдем к вопросу практически. Ребен­ку исполнилось два года, и надо правильно наполнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов — необходимого минимума, который составит его основу.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в за­висимости от пола ребенка) и антропоморф­ное мягкое животное (в классическом вари­анте — плюшевый медвежонок). Такие иг­рушки-персонажи обычно становятся свое­образными компаньонами ребенка, объекта­ми его эмоциональной привязанности (со­храняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам — игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухон­ная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строитель­ный набор из дерева (с деталями, различаю­щимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы плас­тилин, стопка бумаги, цветные и простые ка­рандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конст­руирования ( для продуктивной дея­тельности) — это одновременно и объекты для практического исследования (для по­стижения свойств и качеств предметов).

Дополним уголок несколькими настоль­ными играми, стимулирующими исследова­тельскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезны­ми) кубиками.

На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание ил­люстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

Этот стержень, как бы «костяк» игрового уголка, скомпонованный в два года, послу­жит ребенку в течение всего дошкольного возраста.

А что делать с теми игрушками, которые накопились к двум годам? Провести ревизию и рассортировать. Игрушки, которые ребенок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке (до трех-че­тырех лет пригодятся пирамидки, доски-вкладыши и миски-вкладыши, стержни для нанизывания разноцветных шаров.

Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребнос­ти ребенка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к стар­шему дошкольному возрасту) пополнить иг­ровой уголок материалами, также имеющи­ми универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные маке­ты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнооб­разных транспортных средств, утвари, мел­ких человечков и животных, наборов солда­тиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребенку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открыва­ют неисчерпаемые возможности для твор­ческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего» (со­оружения из него пригодятся ребенку и для «игрового мира»).

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развиваю­щей ценности, но чтобы ребенок открыл но­вые возможности этих материалов, необхо­димо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисун­ков, стимулирующих ребенка к копирова­нию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности по­надобятся разнообразные наборы сюжет­ных картинок («истории в картинках»), лото с более сложным содержанием (для класси­фикации) и, самое главное, должны по­явиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь. Нужны и более сложные настольные игры — «гусек» и шашки.

Однако в реальной жизни «начинка» иг­рового уголка определяется не только роди­телями. Кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накап­ливается очень много случайных.

Как обычно появляются у ребенка новые игрушки? Чем руководствуется при их по­купке неискушенный в психологии и педаго­гике взрослый?

У любого взрослого человека сохраняют­ся хотя бы отрывочные, эпизодические вос­поминания о своем дошкольном детстве, об играх со сверстниками, родителями, бабуш­ками и дедушками. Но чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные лю­бимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось бы иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребенок, родители очень часто в выборе игрушек ис­ходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игруш­ках. В результате взрослый выбирает игруш­ки как бы «для себя», а не для ребенка, и вы­бор не всегда оказывается удачным.

Также выбор игрушки может быть опре­делен прихотью ребенка, которому понра­вилось что-то в витрине магазина. Очень ча­сто гости приносят в подарок игрушку, со­вершенно не подходящую возрасту ребенка или не имеющую никакой развивающей ценности.

В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два-три десят­ка мягких игрушек-животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребенок уже и счет им потерял, почти не притрагива­ется к ним.

Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слиш­ком много ненужного. Как противостоять этому, избежать соблазнов?

Прежде всего, не приучать ребенка гла­зеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно – за заранее обсуждённой и выбранной, «вымечтанной» игрушкой.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитие ребёнка. Необходимо оптимальная насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набить его как мешок даже очень полезными игрушками.

Оборудуя игровой уголок, нужно стараться с самого начала смотреть в перспективу: при покупке игрушек для маленького ребёнка ориентироваться на то, что часть из них будет «долгосрочной» (составить «костяк», о котором шла речь выше), перейти и в следующий возраст. Таким образом, надо следовать принципу «наращивания костяка» и частичной замены случайных или дублирующих друг друга игрушек.

Как же быть, когда накапливается слишком много игрушек? Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что – то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.

Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

Если у ребёнка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набор кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребёнка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребёнка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

«Универсальные» материалы, наполняющие уголок, очень важны для раз­вития дошкольника. Но первоначально оду­хотворяет эти вещи, расшифровывает их культурный смысл, их возможности все же взрослый, эмоционально включающийся во взаимодействие с ребенком. Поэтому время от времени игровой уголок должен стано­виться пространством сотрудничества взрослого и ребенка (особенно при появле­нии новых игрушек и развивающих матери­алов).

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

Конечно, любая игрушка должна быть эс­тетичной (радовать глаз), безопасной (в пла­не краски, материала и т.п.), развлекать ребенка, поскольку игра — это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руковод­ствоваться соображениями их полезности для развития ребенка.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

1)игрушки должны обеспечить возмож­ность развернуть полноценную игру (сю­жетную или с правилами), т.е. должны соот­носиться со спецификой деятельности;

2)игрушки должны соответствовать воз­растным особенностям игровой деятельнос­ти (игра ребенка двух лет — не то же самое, что игра ребенка шести лет);

3)игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответст­вующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряже­ния девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному раз­витию, нарушению поло ролевой идентифи­кации ребенка).

Заключение: Главное, надо помнить, что игровой уголок — личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управлять своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

195
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!