Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников»

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников»

АНИСЬИНА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА

Актуальность проекта

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.

Цель: Развитие связной речи детей старшего школьного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;

Повышение уровня речевой активности детей.

Развитие связной монологической речи.

Обогащение словарного запаса детей.

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Основания для разработки проекта:

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273.

ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013.

Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ.

Теоретическое обоснование.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада.

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем — проблема «живого» общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» — говорил когда-то известный философ Аристотель.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи — Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.

Кольцова М.М. отмечает: «Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных коррекционно – развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи».

Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи.

Таким образом, наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Поэтому, в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.

Мнемотехника(в переводе с греческого – «искусство запоминания») — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков).

Недостаточный уровень развития связной речи у дошкольников является препятствием для успешного обучения в школе. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный (подготовительный)

1.Накопление информации. Диагностика « Речевое развитие».

2.Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

3.Разработка проекта по теме «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

2 этап. Практический

1.Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

2.Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

3.Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

4.Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5.Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6.Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

7.Создание детьми своих творческих мини-проектов совместно с родителями.

8.Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы.

Дата Работа с детьми Задачи
Сентябрь Диагностика «Речевое развитие» Анализ результатов.
Октябрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» (приложение № 1). 2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (при помощи родителей). 3. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице (приложение № 2).

4. Заучивание стихотворения «Грибы и ягоды»

1. Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширение и активизация словаря по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам). 2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках осени. 3. Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

4.Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о грибах и ягодах.

Ноябрь 1.Составление предложений об осени по мнемодорожкам. 2. Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму» (приложение № 3). 3. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

4. Заучивание стихотворения «Белка – шалунишка»

1. Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно. 2. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов. 3.Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о повадках белки.

Декабрь 1.Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» (приложение № 4). 2. Заучивание стихотворения «Хитрый ежик» 3. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

4. Заучивание стихотворения «Дед Мороз»

1. Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки. 2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о характерных признаках ежа. 3. Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о традиционном празднике — Новый год.

Январь 1.Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь». 2.Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева. 3.Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме (приложение № 5). 1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам. 2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы. 3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Февраль 1.Заучивание стихотворения «Знаю много я игрушек» 2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам. 3.Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помошью мнемодорожки.

4.Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки (приложение 6).

1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы. 2.Упражнять детей в образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания; 3. Способствовать образному восприятию стихотворения.

Закреплять умение чётко произносить слог, опираясь на мнемокарточку.

4.Продолжать упражнять в чётком произношении чистоговорок

Март 1.Заучивание стихотворения «Подарок маме» 2.Работа с мнемотаблицей по теме «Весна». 3. Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «По щучьему велению».

4. Описание и сравнение птиц по мнемосхеме.

1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о женском дне 8 Марта. 2. Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание. 3. Учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

4. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему.

Апрель 1. Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения». 2. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме. 3. Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

4. Заучивание стихотворения «Весна пришла»

5. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.

1.Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь. 2. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели. 3. Способствовать развитию связной речи.

4.Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны.

5.Развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Май Диагностика «Речевое развитие» Проанализировать результаты, сформулировать выводы.
Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Продолжительность занятий, мин.
1 4-5 25 мин.
Перспективный план работы с родителями.
Дата Мероприятия
Сентябрь Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Октябрь Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».
Ноябрь Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» (приложение № 8).
Декабрь Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами (приложение № 9).
Январь Памятка «Принципы работы по мнемотаблице»
Февраль Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (приложение № 10).
Март Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» (приложение № 11).
Апрель Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам»
Май Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

3 этап. Заключительный.

Предполагаемый результат

Дети:

— совершенствование связной речи

— пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;

— умение договариваться и работать слажено;

— умение обратиться к взрослому с вопросом;

— умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

Родители:

— повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы;

Педагоги:

1.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство с приёмами мнемотехники.

4.Внедрение в образовательный процесс опыта работы по данной теме.

Трансляция проекта:

— Мастер — класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (приложение 12).

361
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!