Влияние поэзии на развитие речи дошкольников.

Гаврилова Елена Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»

«Влияние поэзии на развитие речи дошкольников»

Сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеется проблема с речевым развитием, и с каждым годом она возрастает. Педагоги дошкольного образования используют много приемов, методов и технологий при решении этой проблемы. Детская художественная литература, пожалуй является одним из важных факторов и методов развития речи дошкольников. В своей работе особенный акцент я делаю на поэтические произведения, ведь стихи встречают ребенка с самого рождения материнскими колыбельными и сопровождают его все дальнейшие годы.

В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир слога.

Одной из задач воспитания дошкольников является приобщение детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности. Именно поэтому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи.

Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н. А. Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что «поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово». [2]

Поэзия сопровождает ребенка во всех видах деятельности: ребята с удовольствием учат пальчиковые гимнастики, которые сопровождаются незамысловатыми стишками, любят не только слушать когда мы – педагоги читаем им стихи, они с удовольствием заучивают отрывки из разных поэтических произведений. С большим удовольствием мы заучиваем поэтические физкультминутки. Учим их использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций. Еще мы учимся подбирать рифмы к стихотворным строчкам. И все это не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течение года. Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.

При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Игры: «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т.д.

У нас в группе были организованы выставки: «Любимые книги» (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.

Были проведены поэтические праздники, конкурсы и викторины посвященные творчеству детских поэтов (А.Барто, С.Маршак, В.Берестов, С.Михалков и др.) «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей».

Участвовали в конкурсе чтецов, при подготовке к конкурсу чтецов были поставлены задачи:
— привлечение внимания родителей к проблеме декламирования стихов, как одному из условий совершенствования речевой деятельности;

— формирование способности детей к выразительному чтению наизусть, развитие поэтического слуха, умения понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы;

— воспитание эстетического вкуса; интереса к поэтическому жанру художественной литературы.

В этом году я работала с дошкольниками 4-5 лет, которым очень нравится поэтическая обстановка в нашей группе, ведь именно в этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. К концу года дети стали легко заучивать стихи и песни, некоторые дети начали рифмовать небольшие двухстишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух. Их словарь стал более активен, они стали строить свои высказывания, высказывают свои мысли более точно.

Литература:

1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.

2. Стародубова Н.А.С 773 Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.

3. Интернет-источники.

341
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!