Проект " Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста"
Проект
Развитие речи детей 3-4 лет
«Эти прекрасные сказки»
Выполнила:
Самарина К.Ю.
Воспитатель
МДОУ « Детский сад №78
комбинированного вида»
Саранск 2021
Актуальность
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. В своей работе с детьми для решения задач по развитию речи мы решили использовать русские народные сказки. Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Но современные родители отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Проблема.
В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в развитии детей имеет колоссальное значение.
Цель.
Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Задачи.
— Приобщать детей к культуре своего народа;
— Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста;
— Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок;
— Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих;
— Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки;
— Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности;
— Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий;
— Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники проекта:
— Дети 2 младшей группы;
— Родители
— Воспитатель
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
− Анкетирование родителей;
− Изучение Интернет-ресурсов;
− Выявление уровня речевого развития детей группы;
− Определение проблемы;
− Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
− Формулирование цели и задач проекта;
− Подбор наглядно-дидактического материала по теме проекта для использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
− Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;
− Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
− Разработка серии бесед, занятий по теме проекта;
− Разработка перспективного плана работы по повышению уровня речевого развития детей;
− Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Основной этап:
− Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей 2 младшей группы (3-4 лет);
− Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
− Создание центра речевого развития (пополнение художественной литературы );
− Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (сюжетные картины);
− Консультации для родителей;
− Подбор художественных произведений (стихи, сказки);
− Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
− Папка-передвижка для родителей «Развитие речи дошкольников в семье».
Заключительный:
— Оценка эффективности проведения работы с детьми по развитию речи посредством русской народной сказки
— Оценка эффективности работы с родителями и педагогами.
— Мониторинг детей.
— Отзывы родителей.
— Презентация проекта.
— Театрализация сказки.
Планируемые результаты:
— Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
— Обогащение активного словаря детей.
— Успешное овладение грамотной и связной речью.
— Рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров.
— Участие детей в театрализации знакомых сказок.
— Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
— Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
— Повысить культурный уровень родителей.
— Обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).
Перспектива развития проекта:
— Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».
— Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.