Формирования творческой личности детей через нетрадиционную изобразительную деятельность
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждыйребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающегодля себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнееидет разностороннееразвитиеребенка.
Рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, ноочень важно стимулировать и поддерживать ребенка, создавая яркие и оригинальные шедевры, постепеннооткрываяпереднимновыевозможностиизобразительнойдеятельности.
Один из выдающихся отечественных психологов А. В. Запорожец считал — именно в детствезакладываетсяфундаменттворческойличности, но, какправило, еготворческиевозможностинаходятсявскрытом состояниии невсегдаполностьюреализуются.
Какправило, занятиявдетскихдошкольныхучрежденияхчащесводятсялишькстандартномунаборуизобразительныхматериаловитрадиционнымспособампередачиполученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал новогопоколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякоедетское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображенияусовременныхдетей болеечемдостаточно.
Назанятияхпоизодеятельностирисованиенетрадиционнымитехникамираскрепощаетдетей, позволяет имнебояться сделать что-то нетак.
Проведениезанятийсиспользованиемнетрадиционныхтехник:
–снимаетдетскиестрахи;
–увеличивает уверенностьвсвоихсилах;
–формируетпространственноемышление;
–подталкиваетдетейктворческимпоискамирешениям;
–знакомитсразнымиматериалами;
–развиваетчувствокомпозиции, ритма, восприятияцвета, чувствоформыиобъёмности;
–развиваетмелкуюмоторикурук;
–развивает творческие способности, воображение и воображение.
–формируется эстетическое восприятие.
Рисованиесиспользованиемнетрадиционныхтехникизображениянеутомляетдошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всеговремени, отведенногонавыполнениезадания.Нетрадиционныетехникипозволяютпедагогуосуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разныхвозрастныхэтапах, длянетрадиционногорисованиярекомендуетсяиспользоватьособенныетехникииприемы.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
-рисование пальчиками;
-оттискпечатками и зкартофеля;
-рисование ладошками.
Детейсреднегодошкольноговозрастаможнознакомитьсболеесложнымитехниками:
-тычокжесткой полусухойкистью.
-печать поролоном;
-печатьпробками;
-восковые мелки+акварель;
-свеча+акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки;
-рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки.
-Австаршемдошкольномвозрастедетимогуосвоитьещеболеетрудныеметодыитехники:
-рисование песком;
-рисование мыльными пузырями;
-рисование мятой бумагой;
-кляксография струбочкой;
-монотипия пейзажная;
-печать по трафарету;
-монотипия предметная;
-кляксография обычная;
-пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствоватьсебяраскованнее, смелее, непосредственнее, развиваетвоображение, даетполнуюсвободу для самовыражения и творческих идей.
Использованиетематическоголитературного, музыкального, фольклорногоиигровогоматериалапозволяетсделатьзанятиядоступными, интересными, содержательнымиипознавательными.
Врезультатеиспользованиенетрадиционныхтехникрисованиядаётогромныйтолчокдетскомувоображению и фантазированию.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт– рисунок, а развитие личности– уверенной в себе и в своих способностях.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Список литературы:
1.Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]: часть 1 / Г. Н. Давыдова. – М.: «Издательства Скрипторий 2003»,2007. – 80с.
2.Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2013. – 125 с.
3.Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.– 128с.