Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему буква "Ю, ю"
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему буква «Ю, ю»
Цель: создать условия для знакомства с буквой «Ю, ю».
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с буквой Ю.
Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
Развивающие:Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Совершенствовать чувственное восприятие.
Воспитательные:
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Демонстрационный материал: Доска, указка, буквы «Ю, ю », фишки, колпачки- треугольники, иллюстрации с изображением «люк», «утюг».
Раздаточный материал: Карточки со словами «люк», «утюг» для звукового разбора слов, буква «Ю, ю», фишки, колпачки- треугольники.
Ход ОД
I. Вводная часть
Организационный момент
Дети входят в группу и встают в круг выполняют движения по тексту.
Воспитатель: :
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся мы гостям,
А гости улыбнутся нам.
Воспитатель просит детей занять свои места .
Воспитатель: Дети, сегодня на занятии вы познакомитесь с новой буквой, но вначале повторим, какие звуки вы знаете?
Дети: Гласные, согласные
Воспитатель: Чем отличаются гласные, согласные звуки?
Дети: Гласные звуки можем пропеть, протянуть, а согласные не можем пропеть, встречаем препятствия, язык, зубы, губы.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель: Какими фишками обозначаем твердые и мягкие звуки.
Дети: Твердые звуки синей фишкой, мягкие звуки зеленой фишкой, а звонкие звуки мы обозначаем красным треугольником.
II. Основная часть
Воспитатель: Молодцы, правильно!!! Дети, а теперь для того, что бы лучше произносить звуки, расскажем сказку о веселом язычке.
Сказка про веселого язычка
Жил- был веселый язычок, он проснулся утром рано. И открыл свое окно (дети открывают рот), посмотрел налево, направо, посмотрел вниз, есть ли лужи, посмотрел вверх светит ли солнышко. Закрыл окно. Побежал он в ванную и стал чисть зубы. Зубы стали чистыми. Побежал на кухню, там мама приготовила для него вкусное варенье. После завтрака он побежал в конюшню к своей любимой лошадке. И решил язычок на ней покататься. Потом веселый язычок посмотрел на час и вернулся домой. Вот такая сказка про веселого язычка.
После гимнастики для язычка воспитатель просит детей посмотреть на доску.
Воспитатель: Дети, посмотрите это буква Ю большая и маленькая. А еще их называют заглавная и прописная. Произнесем их.
Воспитатель прикрепляет эти буквы к доске и просит их назвать. Дети произносят ее вместе и несколько детей индивидуально.
Воспитатель: Дети, скажите в каких случаях пишется большая буква Ю, а в каких маленькая буква ю.
Дети: Большая буква" Ю" пишется, если это имена людей, клички животных, названия стран и городов. А маленькая буква" ю" пишется в середине или в конце слова.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь возьмите карточки со словом «люк» и сделайте звуковой анализ этого слова.
Дети приступают к работе. Потом воспитатель вызывает к доске успешно обучающегося ребенка, который делает звуковой анализ у доски. Введение правила о букве ю.
Воспитатель: Хорошо, а теперь дети запомните правило: если после мягкого согласного звука вы слышите звук «у », то ни в коем случаи нельзя ставить букву «у», в нашем языке звук «у» после мягкого согласного звука обозначается буквой «ю». Поменяйте красную фишку на букву «ю».
Дети меняют фишку на букву.
Воспитатель: А теперь повторим это правило все вместе и запомним его.
Дети с воспитателем повторяют правило.
Воспитатель: Хорошо, а какие еще вы знаете буквы, которые пишутся только после мягких согласных звуков, которые мы с вами изучили?
Дети: Буква «я»обозначаем звуком «а», буква «ё» обозначаем звуком «о»
Воспитатель: Молодцы! А теперь выполните звуковой анализ слова «утюг»
Дети приступают к работе. Потом воспитатель вызывает к доске успешно обучающегося ребенка, который делает звуковой анализ у доски. По окончании работы воспитатель просит детей объяснить, почему они поставили здесь букву «ю» вместо «у».Дети повторяют правило.
Воспитатель: Дети, вы хорошо справились с заданием, а теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Вы наверное устали (да)
Ну тогда все дружно встали.
И на месте зашагали
А потом мы улыбнулись
Выше — выше потянулись
Сели- встали, сели- встали
За минуту сил набрали
Плечи ваши распрямите
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
За столы вы вновь садитесь.
Воспитатель: Немного отдохнули продолжим наше занятие, предлагаю поиграть в игру.
Игра в слово «Утюг»
а) Предлагает детям снять со схемы фишки и буквы, при этом называет звуки слова так: «Первый звук „у“, второй звук „у“ и т.д»
б) подзывает детей к себе по гласным, твердым и мягким согласным звукам.
в) просит детей поставить на схему слова фишки и буквы по номерам звуков в слове вразбивку.
Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Начни с конца»
Игра «Начни с конца»
Воспитатель называет слово. Ребенок должен произнести слово, которое начинается с последнего звука слова, названного воспитателем. Цепочку слов дети могут продолжать по очереди.
III. Итоговая часть.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Подведем итог нашего занятия.
— С какой буквой вы сегодня познакомились?(ответы детей)
-Звуковой анализ каких слов вы сегодня сделали? (ответы детей)
-Какое правило мы сегодня с вами изучили?(ответы детей)
— Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? (ответы детей)
— Что вам показалось самым трудным на занятии, а что для вас было легко?(ответы детей)
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, молодцы!