По ступеням в мир будущей профессии.
Актуальность профориентационной работы сегодня продиктована временем! Развитие системы профессиональной ориентации в регионах обозначена в качестве приоритетного направления Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 1 сентября 2017 г. в рамках Всероссийского открытого урока профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ». Главная лекция дня с Президентом РФ В.В.Путиным определила приоритеты современной образовательной политики: «Чем раньше сделан выбор профессии – тем больше времени для совершенствования».
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Наша ДОО с начала 2017-2018 учебного года является экспериментальной площадкой на основании договора о сотрудничестве в рамках апробации инновационной педагогической методики «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста». Цель данной методики: социально-интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством апробации и внедрения в образовательно-воспитательный процесс рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» и поэтапное вовлечение дошкольника в мир профессий, формирование механизмов профессионального самоопределения через этнокультурное воспитание. В начале работы в данном направлении нами была определена группа педагогов – экспериментаторов. Педагоги получили ряд сертификатов о прохождении обучения в профориентационном направлении, такие как «педагогическое проектирование в сфере профессиональной ориентации дошкольников», «этнопедагогический подход к построению педагогической поддержки профессионального самоопределения дошкольников», «допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников» и др.
Внедрение педагогической методики «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста» в воспитательный процесс способствовало активизации множества социально значимых аспектов, а именно: формированию необходимых качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста, развитию предпосылок культуры трудовой деятельности, раскрытию систем знаний и представлений о многообразии и специфике профессий, обеспечению мотивационного компонента профессиональной ориентации. Успешной социализации и профессиональной ориентации детей способствует интеграция этнокультурных ценностей в воспитательный процесс. В рамках работы в данном направлении в качестве основного образа мордовской народной культуры, перспективного для построения модели педагогической поддержки профессионального самоопределения детей в русле этнопедагогического подхода, является персонаж мордовского фольклора Куйгорож – мифический персонаж, домашний покровитель, дух обогащения, наживы и удачи, приносящие в дом богатство.
Эффективным методическим инструментом при работе в данном направлении нам предложили учебно-методический комплекс для дошкольников «Знакомимся с профессиями», автор-составитель Антонова М.В. который разработан с глубоким уважением к истории и культуре Республики Мордовия. Этнокультурный колорит дидактического героя Куйгорожа в данной рабочей тетради используется для формирования эмоционально-образовательных представлений и знаний о многообразии мира профессий, формирования уважения к людям труда и позитивного образа профессионала, демонстрации внешних отличительных признаков представителей той или иной профессии, включение дошкольника в решение практических задач и проблемных ситуаций. Основными преимуществами внедрения в образовательное пространство такого дидактического героя являются: представление ребёнку знаний о профессиях в яркой, привлекательной, эмоционально-образной форме; возможность реализации темы в различных видах детской активности; «проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании; возможность осуществления партнёрского взаимодействия в системе «ребёнок – взрослый».
Именно поэтому свою работу в данном направлении педагоги начали с того, что познакомили воспитанников с персонажем мордовского фольклора -Куйгорож. Данный персонаж сопровождал работу по ранней профориентации, связанный с этнокультурным направлением. Знакомство дошкольников с каждой профессией педагоги начинали в нашем музее «Мордовская изба», где Куйгорож получает новое задание от деда и бабы. Такое начало изучения каждой профессии вызывало особый интерес у дошкольников, формируя механизмы профессионального самоопределения через этнокультурное воспитание.
Также в нашей ДОО было проведено муниципальное мероприятие «Квест – игра Путешествие с Куйгорожем» с воспитанниками детского сада «Солнышко». Целью данного мероприятия было закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о профессиях в увлекательной игровой форме. Куйгорож пригласил участников данного мероприятия в увлекательное путешествие в страну Взросляндию, где жители, дети, занимаются взрослыми делами и взрослеют не по дням, а по часам, а мифический персонаж мордовского эпоса Куйгорож путешествует вместе с детьми. Вместе с ним дети прошли множество станций. В процессе творческой игры- путешествия каждый смог получить немаловажные знания, набраться опыта или увидеть себя будущим врачом, оказывая первую медицинскую помощь, или строителем, создав постройку из игрового строительного материала. Перед каждым участником раскрылся удивительный взрослый мир, в котором даже самые сложные вещи кажутся понятными и интересными. Задача игры была открыть перед подрастающим поколением новые возможности, пробудить желание серьезно подходить к выбору будущей профессии.
Эффективным методом формирования первых профессиональных представлений детей дошкольного возраста является проектный метод. Поэтомув нашем детском саду мы знакомим детей с профессиями посредством проектов. Остановлюсь на самых значимых. Один из первых реализованных проектов по ранней профориентации стал проект «В гостях у Куйгорожа». Цель: сформировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей с учётом этнокультурных особенностей мордовского народа.Благодаря данному проекту, воспитанники не только ближе познакомились с мифическим персонажем мордовского эпоса, но и, выполняя интересные задания в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями», в интересной и увлекательной форме знакомились с особенностями той или иной профессии.
Проект «Самые важные профессии нашего города» вовлёк воспитанников в увлекательное путешествие по самым значимым предприятиям родного города, ведь там работают их родители, знакомые. Его цель: организация ранней профориентации, направленной на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для родного города, формирование общих и допрофессиональных способностей. Цель и задачи Проекта «Путешествие в страну «Взросляндию» сформировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах, обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях. Поэтому проекты «Нано — профессии» и «Самые редкие профессии» дали возможность дошкольникам познакомиться с такими профессиями, как сурдопереводчик, кинолог, титестер, гринкипер и т.д. Проект «Робот Кубетто в городе профессии» позволил детям не только закрепить знания о различных профессиях, но и, благодаря обучению элементам программирования и робототехники, подготовить дошкольников к выбору инженерных профессий.
Работая в данном направлении, была усовершенствована и метериально – техническая база. Приобретены и изготовлены различные методические и дидактические пособия по изучению профессий. Например, карта – игра «Взросляндия». Это — карта отраслей и видов деятельности, с помощью которой вместе с уже известным персонажем можно рассказывать детям о профессиях и устройстве мира профессий с увлечением и через игру.Интерактивная тематическая папка — Лэпбук «Важные профессии родного города», дидактические игровые пособия «Калейдоскоп профессий», Круги Луллия «Мир профессий», Ковробук «Профессии» и др.
Воспитатель Финаева Е.Г. адаптировала для детей старшего дошкольного возраста классификацию профессий профессора, специалиста в области психологии труда Климова Евгения Александровича, следующим образом: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знак и применила её для изучения и классификации профессий. На занятиях дети, благодаря такой классификации, распределяют профессии на соответствующие категории. Также благодаря данной работе, дети, зная склонности и способности человека, могут определить соответствующую профессию. Данная работа способствует развитию представлений о проведении анализа профессий на основе классификации их типов.
Педагоги нашей ДОО транслируют свой опыт по ранней профориентации детей дошкольного возраста и приняли участие в республиканском конкурсе творческих работ «Идея-проф», в региональной интернет-конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях муниципальной образовательной среды», в Межрегиональном научно-практический семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования», транслируют свой опыт работы в сборниках таких, как «Лучшие практики Республики Мордовия», «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях муниципальной образовательной среды: опыт и перспективы развития".
В 2018 г. педагог нашей ДОО стала победителем конкурса проектов «Детям о профессиях» в рамках республиканского фестиваля «Проектирование креативного образовательного пространства для детей дошкольного возраста», организованного Мордовским республиканским институтом образования. В августе 2018 года мы приняли участие в Республиканском образовательном форуме «Образование для всех», где наряду с детскими садами Республики, представили свой опыт работы в профориентационном направлении.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.