Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие по России"

  • Занятие по познавательному развитию

в старшей группе на тему «Путешествие по России»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о России, о государственных символам; закрепить названия народных промыслов.

Развивающие: развивать диалогическую речь, умение слушать и слышать товарищей, любознательность.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Материалы: изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, гимн России.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия:

  • I.Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель:Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она наша Россия?

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Воспитатель: Россия – наша Родина. Дети, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?

Дети: Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель: Дети, а кто знает стихотворение о Родине?

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним их.

(Жить – Родине служить. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

II. Основная часть.

Воспитатель: А теперь посмотрите на карту.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

Воспитатель: Дети, а на чем можно путешествовать?

Дети: На самолете, автобусе и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Я буду машинистом, а вы пассажирами. Занимаем места в вагоне.

Звучит музыка «Паровоз»

Воспитатель: Вот и первая станция, которая называется «Государственная».

Воспитатель: У каждой страны есть главный город, столица, где находится правительство страны. А какой город является столицей России?

Дети: Москва.

Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о Москве?

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.

Воспитатель: Руководит страной глава государства, президент. Кто является президентом нашей страны?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель:У нашей страны, как и у всех стран мира, есть свои собственные государственные символы. Это герб, флаг, гимн.

Воспитатель: Найдите флаг нашей страны среди других.

(Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Воспитатель: Молодцы! Российский флаг состоит из трех полос: белой, синей и красной. А кто расскажет стихотворение о флаге?

Флаг у нас прекрасный –

Белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага…

Вот цвета родного флага!

Воспитатель:Государственный гербодин из важнейших символов государства. Герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Найдите герб нашей страны среди других. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Воспитатель: Молодцы! На красном щите изображен золотой двуглавый орёл. Одна голова орла смотрит на Восток, другая — на Запад. Над головами орла изображены три короны. В лапах орла — скипетр и держава. На груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона.

Воспитатель: Кто знает стихотворение про герб?

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? Гимн — это самая главная песня страны. У каждой страны свой гимн. Слушают гимн стоя.

Прослушивание отрывка гимна.

Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Занимаем места в вагоне.

Воспитатель: Следующая станция называется «Лесная»

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

Дети: Дерево.

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, ветки, листья.

Воспитатель: Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! А какие деревья нашей страны вы знаете?

Дети: Береза, дуб, ель, сосна, ива, каштан, осина и т.д.

Воспитатель: У меня для вас есть задание. Отгадайте, с какого дерева лист?

Воспитатель: Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес?

Дети: Ягоды, грибы.

Воспитатель: Какие ягоды можно встретить в лесах России?

Дети: Черника, брусника, клюква и т.д.

Воспитатель: А какие грибы вы знаете?

Дети: Подосиновик, сыроежки, подберезовик, белый гриб, рыжик, масленок и т.д.

Воспитатель: Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы?

Дети: Мухомор, поганка.

Воспитатель: Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете?

Дети: Медведь, лиса и т.д.

Воспитатель: А каких птиц вы знаете?

(Дятел, скворец и т.д.)

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

Дети: А теперь встаньте, сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

Воспитатель: Мы приехали на станцию«Народные промыслы»

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, лепка.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадав, мои загадки вы узнаете, какая игрушка считается символом России. За каждую отгадку вы будете получать части пазла из которых и соберете русскую игрушку.

  • 1.Резные ложки и ковши
  • Ты разгляди-ка, не спеши.
  • Там травка вьётся и цветы
  • Небывалой красоты.
  • Нарисована малина-
  • Восхитительна картина. (Хохлома.)

Воспитатель: Эта роспись зародилась в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные жителями из окрестных деревень.

Воспитатель:

  • 2.Эта роспись – просто чудо,
    Голубая вся посуда.
    Роспись с синим завитком
    Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель:Гжель – старинный народный промысел. Гжельские глиняные игрушки и посуда известны всем не только в России, но и за ее пределами.

Воспитатель:

  • 3.Все игрушки – непростые,
    А волшебно-расписные
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская роспись)

Воспитатель: Для росписи дымковских игрушек мастера использовали яркие цвета, а узорами служили простые геометрические фигуры. Это круги, полоски, клетки.

Воспитатель:

4.Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Быстроногий конь бежит –

Вся земля под ним дрожит,

Птицы яркие летают

И купавки расцветают! (Городецкая роспись)

Воспитатель: Городецкие мастера расписывали изделия яркими красками — красной, синей, зеленой, черной. Основа росписи — красивые сказочные цветы – розаны, купавки, а также изображения сказочных птиц, коней.

Воспитатель:

  • 5.Добрый мастер сделал сказку,
    Оживают звери в сказке,
    Мишки, зайцы, колотушки –
    Деревянные игрушки.(Богородская игрушка.)

Воспитатель:Богородские игрушки добрые и забавные.

Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки. Давайте соберем пазл и узнаем, какая игрушка считается символом России.

Дети собирают пазл

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. А мы едем дальше.

Воспитатель: Это станция «Праздничная»

Воспитатель: В России очень много праздников. Есть праздники государственные, утвержденные указом президента, есть и народные.

Воспитатель: Посмотрите на доску. Перед вами картинки с разными праздниками. Давайте вспомним, какие это праздники.

Воспитатель: Праздники сопровождаются песнями, плясками, играми. Я предлагаю поиграть в игру «Гори, гори ясно…», в которую играют на праздник «Масленица».

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали. И нам пора возвращаться в детский сад.

  • III. Заключительная часть.

Воспитатель: На каких станциях мы сегодня побывали?

Воспитатель: Что мы делали на станции «Государственная»?

Воспитатель: Что мы делали на станции «Лесная»?

Воспитатель: Что мы делали на станции «Народные промыслы»?

Воспитатель: Что мы делали на станции «Праздничная»?

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?

1016
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!