Конспект интегрированной ООД в средней группе «Построим гнездышко для синицы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интегрированной организованной образовательной деятельности
в средней группе
по теме:
«Построим гнездышко для синицы»
(ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»)
Цель: закрепление знаний обучающихся по теме «Весна».
Задачи:
Образовательные: закреплять представления детей о признаках весны, соотносить имеющиеся представления с иллюстративным материалом; уточнять и расширять знания о зимующих птицах на основе разгадывания загадок, изменениях в жизни птиц с приходом весны, актуализировать употребление в речи прилагательных и глаголов по теме; продолжать обучать простейшим умениям исследовательской деятельности.
Развивающие: развивать речевую активность, зрительное восприятие, внимание и память, логическое мышление; способствовать развитию диалогической речи, развитию понимания речи в ходе выполнения двигательных заданий; формировать умения сотрудничества, коммуникативные умения и умения взаимоконтроля с помощью игры «действующий-проверяющий»; развивать умения исследовательской деятельности; способствовать развитию четкой артикуляционной моторики в ходе отработки произношения звуков {т`} {л`}.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к природе, окружающему миру, в том числе через восприятие литературных и музыкальных произведений; формировать доброжелательное отношение к птицам, желание помогать им; расширять направления познавательного интереса обучающихся.
Интеграция образовательных областей.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать заботливое отношение к попавшим в беду, стремление прийти на помощь; формировать коммуникативные умения и умения взаимоконтроля.
ОО «Физическое развитие»: продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, достаточную двигательную деятельность в чередовании со статической нагрузкой, обеспечивать условия для формирования правильной осанки, продолжать формировать умение осознанно выполнять движения во время физпаузы для сохранения здоровья.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: использовать интеграцию литературного, музыкального и фотоискусства для достижения оптимального результата при закреплении темы.
Методические приемы: организационный момент, гость на занятии, дидактические игры «Подбери картинку», «Весна какая?», «Я начну, а ты продолжи», «Узнай птиц по силуэту» (по типу игры «действующий-проверяющий»), разгадывание загадок о зимующих птицах, дидактическое задание с элементами исследовательской деятельности «Выбери предмет», музыкальная физпауза «Птички-невелички», сюрпризный момент, рефлексия.
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов о весне.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»: выполнение практических заданий в процессе игры «действующий-проверяющий», игры-эмпатии.
ОО «Познавательное развитие»: расширение знаний обучающихся о зимующих птицах, ознакомление с изменениями, происходящими в живой природе с приходом весны.
ОО «Речевое развитие»: чтение стихотворений русских поэтов по теме, дидактические упражнения в подборе глаголов, прилагательных к существительным, словарная работа «капель», «проталины», «ручей».
ОО «Физическое развитие» разучивание физкультурной паузы «Птички-невелички».
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная, в парах. Дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии.Индивидуальная работа с детьми: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: видеофильм о весне с литературным сопровождением, видеозапись с птенцами синицы в гнезде; аудиозапись голоса синицы, музыкальной физпаузы «Птички-невелички»; карточки для игры «Подбери картинку» (с признаками весны и единичными признаками других времен года); веточка вербы; поднос с предметами для постройки гнезда (перья, веточки, травинки, камешки и др.); коробочка с двойным дном, готовое гнездо; солнце и лучики для рефлексии.
Раздаточный: маски птиц: синица (с желтой накидкой), воробей, галка, голубь, сорока, ворона, поползень, дятел; карты с силуэтами птиц и карточки с изображениями птиц для выбора к дидактической игре «Узнай птиц по силуэту».
Словарная работа: «гнездо».
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети стоят в кругу.
— Ребята, вы обратили внимание какой сегодня прекрасный день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Посмотрите, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Прислушайтесь, вы ничего не слышали? Кто это так тихо прошагал за окном? Посмотрите на экран.
2. Основная часть.
На экране телевизора показ видеосюжета о весне с литературным сопровождением М. Тахистова «Проталинки» (Картинки с признаками весны).
— Что вы увидели в этом фильме? (тает снег, появились проталины, текут ручьи, прилетели птицы)
— Когда это бывает? (Весной)
— А что еще бывает весной мы сейчас расскажем с вами вместе.
Дидактическая игра «Подбери картинку».
На столе перед детьми разложены картинки. Им нужно отобрать те картинки, на которых отображены признаки весны. отобранные картинки выставляются на наборное полотно.
— Послушайте, мне кажется, я слышу чей-то голосок? (звучит пение синицы).
— Кто это может быть?(синица).
— А вот и она. (Входит девочка-синица).
Синица:Я — большая синица. Всю зиму я провела в городе, питалась ягодами рябины, шиповника, боярышника, прилетала к вашей кормушке, где для меня были оставлены семена подсолнечника, зерна пшена. Но наступила весна. Природа стала просыпаться от зимнего сна. Моя жизнь тоже изменилась: скоро у меня появятся птенцы, но у меня до сих пор нет для них гнезда. Что мне делать?
— Чем мы можем помочь синице? (Построить гнездо для птенцов).
— А что такое гнездо?
— Наша синица еще совсем молодая, она еще не знает из чего строят гнезда. Давайте спросим об этом других птиц. Для этого нам нужно разгадать загадки о них.
«Отгадай загадку»
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
2. Цветом чёрная — не грач:
Меньше ростом, в полушалке
Сером в лужице калач
Отыскала птица…
(Галка)
3. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое, да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрёкот-крик.
(Сорока)
4. Это кто в беретке красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
5. Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
«Кар–кар–кар!» – поёт …
(Ворона)
6. Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?..
(Голубь)
7. Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой
- Угадайте, кто такой?
<em> (Поползень)</em>
(Каждому ребенку, отгадавшему загадку, надевается маска с изображением отгаданной птицы)
— Вот и собрались все птицы вместе. А вы радуетесь приходу весны?
— Как вы радуетесь? (Летают, машут «крыльями»)
Дидактическая игра «Весна какая?»
— Давайте мы будем передавать веточку вербы по кругу друг другу и говорить о весне красивые слова. (Дети передают по веточку и говорят о весне красивые слова: солнечная, теплая, веселая, радостная, зеленая, поющая, яркая, цветущая и др.)
— Если вы так рады приходу весны, давайте тогда немного поиграем.
Физкультурная пауза музыкальная «Птички-невелички».
(Дети выполняют движения под музыку).
— Предлагаю вам рассказать о себе. Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить.
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи».
Звери бегают, а птицы… летают.
Скворцы поют, а вороны… каркают.
Воробьи не улетают осенью, а дикие утки… улетают на юг.
Ворона — зимующая птица, а скворец… перелетная.
У снегиря грудка красная, а у синицы грудка… желтая.
У воробья глаза маленькие, а у совы глаза… большие.
У сороки хвост длинный, а у синички… короткий.
— Молодцы! А теперь давайте пройдем за столы.
Дидактическая игра в парах «Узнай птиц по силуэту».
— Перед вами на столе лежат карточки с изображение птиц и их силуэты. Вам нужно узнать каким птицам принадлежат эти силуэты. Один из вас подбирает птицы к нужному силуэту, а второй — проверят, правильно ли выполнено задание. (Проверяющий называет правильно подобранную птицу, при затруднении, задание выполняется совместно с другими детьми).
— А вот и пришла пора построить гнездо для нашей Синицы.
— А как вы думаете, какое должно быть гнездо? (крепкое, прочное, теплое, мягкое, удобное, безопасное).
— У меня есть разные предметы (перья, веточки, травинки, камешки, зерна), давайте выберем, какие из них подойдут для постройки гнезда, а какие будут лишними.
Дидактическое задание с элементами исследовательской деятельности «Выбери предмет».
Дети берут по одному предмету, по очереди отвечают, нужен предмет для постройки гнезда или нет, почему они так решили. Например, это сухая травинка, пригодится для постройки гнезда, потому что хорошо гнется, легкая, мягкая.
После отбора нужных предметов, складывают все в коробочку.
— Давайте скажем волшебные слова и посмотрим что произойдет:
Мы без дела не сидим,
Птицам домик мастерим.
Тели-тели-тели — птицы прилетели.
Ать-ать-ать — надо птицам помогать!
Из коробочки воспитатель достает готовое гнездо. Отдает гнездо Синице. Синица благодарит за помощь и улетает.
— Давайте и птиц мы отправим по своим весенним делам, а сами вновь окажемся девочками и мальчиками. (Воспитатель снимает с детей маски птиц).
— Снимайте маски.
— А Синица передает нам с вами из леса свой весенний привет.
На телевизоре показ видеоролика «Птенцы в гнезде».
Итог.
— С каким настроением к нам прилетела Синица? (грустная, печальная)
— С каким настроением она улетела?
— Какое у вас настроение осталось после встречи с ней?
— Понравилось вам наше занятие?
— У нас есть вот такое солнышко, но оно без лучиков. Давайте вы выберете лучики и прикрепите его солнышку. (Дети выбирают желтый или коричневый лучик в зависимости от того, понравилось занятие или нет).
— Вот какое замечательное солнце у нас с вами получилось.
— Очень скоро из теплых стран вернутся перелетные птицы. С ними мы тоже сможем познакомиться.
— Сегодня вы все старались, выполняли все задания, чтобы помочь Синице. Я очень вами довольна, спасибо за работу.