Развитие речи детей старших дошкольников

Тип статьи:
Авторская

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему «Развитие речи детей старших дошкольников» (с использованием народного творчества)

выполнила: Федорчук М.В.

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

— Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества.

— Вызвать интерес к русскому народному творчеству и помочь детям понять мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

— развивать внимание к русскому языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Задачи проекта:

— Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

— Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

— Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества;

— развитие творческого мышления, детской фантазии.

Ожидаемые результаты:

— активизировать познавательную деятельность детей.

— пополнить знания о влиянии устного народного творчества на развитие речевой деятельности детей;

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: Творческо — театрализованный.

Продолжительность: 1 месяц

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

Этапы реализация краткосрочного проекта:

1 этап — подготовительный

— составление плана работы:

— подготовка для развития речи детей средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — практический

— работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

— разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап — заключительный

— работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— создание тематических папок с приобщением родителей;

— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры — драматизации, игры — инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План реализации проекта:

1-й этап — подготовительный: изучение литературы,

Работа с родителями

Цель: осведомить родителей о важности использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

2-й этап — практический

Работа с родителями

Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки»

Содержание практической деятельности с детьми

— оформление книжного уголка.

— показ кукольного театра по сказке «Колобок».

— обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…».

— занятие по развитию речи «Потешки. Загадки. Сказки».

— посещение районной детской библиотеки, знакомство с книгами имеющимися в библиотеке.

— игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

— чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.

— беседа на тему «Русские ремесла».

— рисование иллюстрации к любимой сказке.

— показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

— обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

— разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.

— рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.

— пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.

— игра — имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

— показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки).

— обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко».

— инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок».

— подвижная игра «Бабка Ежка»

— совместное сочинение сказок, загадок — описания.

— русский народный танец с ложками.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.

3 этап — заключительный.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

232
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!