Развитие речи детей старших дошкольников
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему «Развитие речи детей старших дошкольников» (с использованием народного творчества)
выполнила: Федорчук М.В.
Актуальность проекта:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
— Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества.
— Вызвать интерес к русскому народному творчеству и помочь детям понять мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
— развивать внимание к русскому языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
Задачи проекта:
— Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
— Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
— Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества;
— развитие творческого мышления, детской фантазии.
Ожидаемые результаты:
— активизировать познавательную деятельность детей.
— пополнить знания о влиянии устного народного творчества на развитие речевой деятельности детей;
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: Творческо — театрализованный.
Продолжительность: 1 месяц
Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.
Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.
Этапы реализация краткосрочного проекта:
1 этап — подготовительный
— составление плана работы:
— подготовка для развития речи детей средствами народного творчества;
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап — практический
— работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
— разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап — заключительный
— работа с родителями:
— консультации по теме проекта;
— создание тематических папок с приобщением родителей;
— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры — драматизации, игры — инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
План реализации проекта:
1-й этап — подготовительный: изучение литературы,
Работа с родителями
Цель: осведомить родителей о важности использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
2-й этап — практический
Работа с родителями
Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки»
Содержание практической деятельности с детьми
— оформление книжного уголка.
— показ кукольного театра по сказке «Колобок».
— обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…».
— занятие по развитию речи «Потешки. Загадки. Сказки».
— посещение районной детской библиотеки, знакомство с книгами имеющимися в библиотеке.
— игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
— чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.
— беседа на тему «Русские ремесла».
— рисование иллюстрации к любимой сказке.
— показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».
— обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».
— разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.
— рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.
— пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
— игра — имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
— показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки).
— обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко».
— инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок».
— подвижная игра «Бабка Ежка»
— совместное сочинение сказок, загадок — описания.
— русский народный танец с ложками.
В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.
3 этап — заключительный.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.