Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей»
Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к.психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т. д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
и вовремя исправьтесь
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…».
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!».
«Горе ты моё!»
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
«Счастье ты моё, радость моя!»
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
«Поплачь, будет легче…».
«Вот дурашка, всё готов раздать…».
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
«Молодец, что делишься с другими!».
«Не твоего ума дело!».
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
«А ты как думаешь?».
«Ты совсем, как твой папа (мама…».
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!».
«Ничего не умеешь делать, неумейка!».
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!».
«Не кричи так, оглохнешь!»
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!».
«Неряха, грязнуля!».
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике).
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!».
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».
"Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!"
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!».
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»
Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!».
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
«Давай немного оставим папе (маме) ит. д. „
“Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…».
«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!».
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
«Как ты мне нравишься!».
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!».
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
«Смелее, ты всё можешь сам!».
«Всегда ты не вовремя подожди…».
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
«Давай, я тебе помогу!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!».
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
«Держи себя в руках, уважай людей!».
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят (а…
Посмотри, что ты натворил!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом — наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!