Поддержка детской инициативы
Что такое детская инициатива? Это возможность детей в свободной деятельности по выбору и интересам — рисовать, играть, моделировать в соответствии с собственными интересами.
Для этого предполагается наличие определенного времени в течение дня, окружающая обстановка тоже должна этому способствовать. Хотелось бы, чтобы образовательная и игровая среда стимулировали развитие поисково-познавательной деятельности детей.
Проблемные ситуации могут быть разные; разбросанные и поломанные игрушки, зашифрованные задания, мини-кроссворды, несложные ребусы, загадки.
В группе находятся замкнутые и стеснительные дети, которым нужно помочь раскрыться, преодолеть свои внутренние страхи. Как? Придумать игры «Бюро новостей», «Играем в журналистов», «Все вместе». Обычно, как правило, темы образовательной деятельности определяются воспитателем, а можно элементарно предложить детям самим выбрать тему способом жребия, мини-голосования, с помощью различных фишек.
Каждый ребенок хочет высказаться, а воспитатель, в свою очередь, должен дать ответ на любой вопрос ребенка, даже тогда, когда воспитателя ставят в тупик.
Каждый ребенок желает быть услышанным. Задача воспитателя — создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, направлять на поиск новых решений.
Обычно взрослые спешат к ребенку на помощь, предлагая ему свои способы решения в каких-либо затруднительных ситуациях. Этого делать не надо. Попробуйте задать ребенку наводящие вопросы, дать советы для того, чтобы ребенок сам пришел к определенному выводу и ощутил радость от этого.
Детская инициатива выражается не в том, чтобы ребенок захотел помочь взрослому. Ребенок становится увереннее в себе только в том случае, если он сделал то, что придумал сам и это помогло общему делу, оказалось важным. К этому и должен подвести воспитатель.
Для развития и поддержки детской инициативы можно поставить следующие задачи:
— обеспечение положительных условий для развития детской самостоятельности, творчества, инициативы;
— укрепление физического и психологического здоровья детей;
-стимулирование воображения, желания влиться в общую творческую деятельность;
В групповых центрах развития можно организовать следующую предметно-материальную среду:
-центр познания « Почемучка» (создать условия для интеллектуальной активности детей);
— игровой центр «Любимые игры» (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные);
-центры экспериментирования и науки «Удивительное рядом», «Встречи с природой»;
-центр изобразительной деятельности «Творим чудеса своими руками»;
-центр чтения «Этот волшебный книжный мир»;
-центр «Дежурство и помощь».