ИКТ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Киреева Альбина Андреевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»

Чамзинского муниципального района

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания

В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Сегодня в школу приходит компьютерная техника. Поставлена задача использования компьютерных технологий на уроках, начиная с начальной школы.

Применение этих технологий объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации), и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения.

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных приемов в школах индустриально развитых стран, и является компьютер.

Последние годы на нас буквально обрушился технический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально “ заглатывают “ все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться.

Отсюда вытекает основная педагогическая идея. Как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний? Как повысить интерес учащихся к уроку с помощью ИКТ, интенсифицировать учебный процесс, оптимально подобрать материал к уроку, увеличить темп работы, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, оптимально использовать самопроверку.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование «длиною в жизнь»). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно – использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся.

Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.

Глубоко уверена в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Компьютер дает учителю такие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.

При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 15 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным

Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:

  • ̶повышение наглядности учебного процесса;
  • ̶доступность и индивидуальный подход;
  • ̶возможность обеспечения обратной связи;
  • ̶неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
  • ̶организация коллективной и групповой работы.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях.

С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.

C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью компьютера, бесспорно воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал.

Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться программа PowerPoint. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки. Учитель освобождается от рисования какого- либо чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, рисунок на экране, это совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому рисунку – одно удовольствие. Очень удобно в процессе объяснения или проверки выделить отдельные элементы, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например для проведения математического диктанта, словарного диктанта. Однако, средства наглядного представления я использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний, для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.

Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1.При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.

2.При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

3.При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов.

4.При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

5.При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Я использую мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний.

Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Его применение:

̶делает уроки интересными;

̶увлекательными;

̶яркими;

̶эмоционально насыщенными;

̶позволяют уйти от рутинной работы;

̶дают возможность индивидуализации образования;

̶повышают мотивацию обучения;

̶позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;

̶выполнять небольшие исследования и проекты.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:

̶он повышает качество знаний;

̶продвигает ребенка в общем развитии;

̶помогает преодолевать трудности;

̶вносит радость в жизнь ребёнка;

̶позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

̶создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Литература

1.Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика, – Екатеринбург, Деловая книга,2006. – 200 с.

2.Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2003. – 230 с.

3.Бурлакова, А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. – №7. – С. 32 – 34.

4.Гриншкун, В. В. Григорьев С. Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. – Курск: КГУ, Москва: МГПУ – 2006, 98 с.

5.Гуненкова, Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7. – С. 37-39.

6.Зайцева, С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. – М., 2005. – 120 с.

7.Зимина, О. В… Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика. – СПб, 1997. – 120 с.

8.Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2000. – 78 с.

330
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!