МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ООД в старшей группе по теме: «Угощения для синицы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ООД в старшей группе по теме: «Угощения для синицы» (ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»)
Цель: закрепление знаний обучающихся по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные: закреплять представления детей о признаках осени, соотносить имеющиеся представления с иллюстративным материалом; уточнять и расширять знания о зимующих птицах на основе разгадывания загадок, изменениях в жизни птиц с приходом осени, актуализировать употребление в речи прилагательных и глаголов по теме; продолжать обучать простейшим умениям исследовательской деятельности.
Развивающие: развивать речевую активность, зрительное восприятие, внимание и память, логическое мышление; способствовать развитию диалогической речи, развитию понимания речи в ходе выполнения двигательных заданий; формировать умения сотрудничества, коммуникативные умения и умения взаимоконтроля с помощью игры «действующий-проверяющий»; развивать умения исследовательской деятельности; способствовать развитию четкой артикуляционной моторики в ходе отработки произношения звуков {т`} {л`}.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к природе, окружающему миру, в том числе через восприятие литературных и музыкальных произведений; формировать доброжелательное отношение к птицам, желание помогать им; расширять направления познавательного интереса обучающихся.
Интеграция образовательных областей.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать заботливое отношение к попавшим в беду, стремление прийти на помощь; формировать коммуникативные умения и умения взаимоконтроля.
ОО «Физическое развитие»: продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, достаточную двигательную деятельность в чередовании со статической нагрузкой, обеспечивать условия для формирования правильной осанки, продолжать формировать умение осознанно выполнять движения во время физпаузы для сохранения здоровья.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: использовать интеграцию литературного, музыкального и фотоискусства для достижения оптимального результата при закреплении темы.
Методические приемы: организационный момент, гость на занятии, дидактические игры «Подбери картинку», «Осень какая?», «Я начну, а ты продолжи», «Узнай птиц по силуэту» (по типу игры «действующий-проверяющий»), разгадывание загадок о зимующих птицах, дидактическое задание с элементами исследовательской деятельности «Выбери угощения для синицы», музыкальная физпауза «Птички-невелички», сюрпризный момент, рефлексия.
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов об осени.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»: выполнение практических заданий в процессе игры «действующий-проверяющий», игры-эмпатии.
ОО «Познавательное развитие»: расширение знаний обучающихся о зимующих птицах, ознакомление с изменениями, происходящими в живой природе с приходом осени.
ОО «Речевое развитие»: чтение стихотворений русских поэтов по теме, дидактические упражнения в подборе глаголов, прилагательных к существительным, словарная работа «листопад», «хмурое», «ливень».
ОО «Физическое развитие» разучивание физкультурной паузы «Птички-невелички».
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная, в парах. Дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии.Индивидуальная работа с детьми: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: аудиозапись голоса синицы, музыкальной физпаузы «Птички-невелички»; карточки для игры «Подбери картинку» (с признаками осени и единичными признаками других времен года); веточка рябины; поднос с предметами для выбора угощений (сухофрукты, сало, семена подсолнечника и тыквы, хлебные крошки, камешки и др.); кормушка; солнце и лучики для рефлексии.
Раздаточный: маски птиц: синица (с желтой накидкой), воробей, галка, голубь, сорока, ворона, поползень, дятел; карты с силуэтами птиц и карточки с изображениями птиц для выбора к дидактической игре «Узнай птиц по силуэту».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети стоят в кругу.
— Ребята, вы обратили внимание какой сегодня ясный осенний день, природа готовится ко сну, но ярко светит солнце, настроение веселое. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Прислушайтесь, вы ничего не слышали? Кто это так тихо прошагал за окном? А это тихо шагает осень
2. Основная часть.
— А что бывает осенью мы сейчас расскажем с вами вместе.
Дидактическая игра «Подбери картинку».
-Подойдите сюда. Среди картинок вам нужно отобрать те, на которых изображены признаки осени.
Ответы детей: — Это осень, потому что на картинке изображен листопад и т д.
Картинки педагог выставляет на мольберт.
— Послушайте, мне кажется, я слышу чей-то голосок? (звучит пение синицы).
— Кто это может быть?(синица).
— А вот и она. (Входит девочка-синица).
Синица:Я — большая синица. Все лето я не горевала и питалась насекомыми и паучками, которых выискивала на стволах деревьев и в ветках кустов. Но наступила осень. Природа стала готовиться к зимнему сну. Моя жизнь тоже изменилась: скоро наступят сильные морозы и мне не чем будет питаться. Что мне делать?
— Чем мы можем помочь синице? (Повесить кормушку на территории детского сада и насыпать в нее корм).
— А что такое кормушка?
— Наша синица еще совсем молодая, она еще не знает как птицы зимуют. Давайте спросим об этом других птиц. Для этого нам нужно разгадать загадки о них.
«Отгадай загадку»
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
2. Путают её с вороной,
Хоть и меньшая размером.
В одеянье скучном, скромном
С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится,
Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка.
А зовётся просто:… (Галка)
3. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое, да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрёкот-крик. (Сорока)
4. Это кто в беретке красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
«Кар–кар–кар!» – поёт … (Ворона)
6. Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет. (Голубь)
7. Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой
- Угадайте, кто такой? <em>(Поползень)</em>
(Каждый ребенок, отгадавший загадку, надевает маску с изображением отгаданной птицы)
— Вот и собрались все птицы вместе. А вы рады вашей встрече?
— Как вы радуетесь? (Летают, машут «крыльями»)
Дидактическая игра «Осень какая?»
— Давайте мы будем передавать веточку рябины по кругу друг другу и говорить об осени красивые слова. (Дети передают по веточку и говорят об осени красивые слова: солнечная, холодная, веселая, радостная, золотая, урожайная, спелая, дождливая, нарядная)
— Ясным осенним днем птицам хочется поиграть и погреться на солнце.
Физкультурная пауза музыкальная «Птички-невелички».
(Дети выполняют движения под музыку).
— Предлагаю вам рассказать о себе. Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить.
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи».
Звери бегают, а птицы… летают.
Скворцы поют, а вороны… каркают.
Воробьи не улетают осенью, а дикие утки… улетают на юг.
Ворона — зимующая птица, а скворец… перелетная.
У снегиря грудка красная, а у синицы грудка… желтая.
У воробья глаза маленькие, а у совы глаза… большие.
У сороки хвост длинный, а у синички… короткий.
— Молодцы! А теперь давайте пройдем за столы.
Дидактическая игра в парах «Узнай птиц по силуэту».
— Перед вами на столе лежат карточки с изображение птиц и их силуэты. Вам нужно узнать каким птицам принадлежат эти силуэты. Один из вас подбирает птицы к нужному силуэту, а второй — проверят, правильно ли выполнено задание. (Проверяющий называет правильно подобранную птицу, при затруднении, задание выполняется совместно с другими детьми).
— А вот и пришла пора выбрать корм для нашей синицы. Посмотрите внимательно и отберите то, чем можно угостить синицу зимой.
Дети выбирают корм и ставят на поднос… Ответы: Я угощу синицу ягодами рябины, семечками и др.
Дидактическое задание с элементами исследовательской деятельности «Выбери угощение».
Воспитатель отдает Синице кормушку с угощениями.
Синица: — Теперь я уверена, даже в холодную зиму мне не страшен холод. Я смогу найти угощения в вашей кормушке. Спасибо. Улетает.
— Давайте и птиц мы отправим по своим весенним делам, а сами вновь окажемся девочками и мальчиками. (Воспитатель снимает с детей маски птиц).
— Снимайте маски.
Итог.
— С каким настроением к нам прилетела Синица? (грустная, печальная)
— С каким настроением она улетела?
— Какое у вас настроение осталось после встречи с ней?
— Понравилось вам наше занятие?
— У нас есть вот такое солнышко, но оно без лучиков. Давайте вы выберете лучики и прикрепите его солнышку. (Дети выбирают желтый или коричневый лучик в зависимости от того, понравилось занятие или нет).
— Вот какое замечательное солнце у нас с вами получилось.
— Сегодня вы все старались, выполняли все задания, чтобы помочь Синице. Я очень вами довольна, спасибо за работу.