Конспект занятия на тему «Гостеприимная Мордовия»
Планируемые результаты:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России на основе возможностей региональной культурной среды;
– формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника, отвечать на вопросы и вести диалог.
Ход занятия
– Здравствуйте, дорогие родители, ученики и гости нашего занятия!
Ребята, угадайте, чему сегодня посвящено наше занятие.
Много он чего видал,
В многих странах побывал,
Не актер он, не артист,
Всего навсего......(турист).
Ездит, ходит и летает,
Много видит, много знает,
Ночью он в пути и днем,
Как мы все его зовем? (Путешественник).
Так о чем же будет наше занятие? Правильно о путешествиях. Сегодня 27 сентября – День всех туристов и путешественников.
А что же такое путешествие? Путешествие – способ общения с природой и познания окружающего мира. Туристы получают новые эмоции и впечатления, созерцая невидимые в повседневной городской жизни естественные пейзажи. Людям, которые занимаются туризмом, посвящен этот международный праздник.
Традиции праздника
Каждый год праздник проходит под новым девизом. В этот день проводятся мероприятия по популяризации общедоступного туризма, распространению идей активного отдыха и посещения разных уголков Земли. Устраиваются туристические походы, слеты, выезды на природу. Участники делятся впечатлениями от увиденных красот Земли, обсуждают маршруты движения, рассказывают особенности быта в разных государствах, демонстрируют видеозаписи и фотографии.
Предлагаю вам начать наше путешествие по нашей малой Родине, гостеприимной Мордовии.
– У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша с вами Родина? (ответы детей). А теперь давайте посмотрим мультипликационный фильм о России и о Мордовии.
– Итак, мы с вами узнали, что главными символами нашей Родины являются герб и флаг. На какой из картинок изображен герб России?
– Правильно, ребята.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и добрый
Он – России дух свободный.
– Определите, на какой из картинок изображен российский флаг?
– Верно, это российский флаг. Его еще называют российский триколор.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
– Еще одним символом каждой страны является гимн, который принято слушать стоя. Давайте прослушаем гимн России (звучит российский гимн).
– Государственные символы есть и у нашей малой Родины – Республики Мордовия, которые вы тоже увидели в мультфильме. Похожи ли флаг России и флаг Мордовии? Что в них общего? Чем они отличаются?
Раз уж мы решили путешествовать, нам нужно знать, что путешественник берет в дорогу.
Предлагаю вам поиграть в игру «Соберись в дорогу».
Учитель делит детей на 2 группы (те, кто будет путешествовать пешком, пойдет в поход и те кто поедет на каком-либо виде транспорта), и предлагает кейс с заданиями, которые позволяют познакомить детей с основными атрибутами путешественника.
Содержание кейса:
А) Загадки:
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.(Термос)
Наступит скоро лето,
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.(Чемодан)
В кармане моем –
замечательный друг:
Он знает, где север, и знает, где юг.
(Компас)Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками –
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками.
(Рюкзак)
Над рекой она склонилась,
Ловко-ловко исхитрилась:
Обменяла червяка
На большого окунька.(Удочка)
Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это?(Карта)
Собираясь на природу
Захвати меня с собой,
Я спасу от непогоды
И от мошкары лесной.
У меня внутри уютно,
У меня тепло внутри,
Упакуй меня под утро,
И с собою забери.(Палатка)
Б) Задания на отбор атрибутов для путешествия «Собери чемодан в дорогу», «Собери рюкзак в поход»
В) короткие тексты из книги «Путешествие по Мордовии» с информацией о достопримечательностях Мордовии
Г) Картинки для создания коллажа «Мое путешествие по Мордовии»
Выполнения заданий группами.
– Мы очень много узнали о возможностях пешего туризма и путешествий на транспорте. Многое вы узнаете о России и Мордовии на уроках и внеурочных занятиях. В этом нам поможет книга «Путешествие по Мордовии».
В книге написано на русском и мордовских языках, специально для тех ребят, кто знает и любит родной язык. Вы, ребята, тоже будете изучать мордовские, эрзя и мокша, языки. Послушайте внимательно его обращение.
Презентация книги «Путешествие по Мордовии»
–Давайте поближе познакомимся с нашей первой книгой о Родине. Пока мы с вами узнали только ее название «Путешествие по Мордовии». Но мы совсем не знаем, кто автор книги, кто ее написал.
С книжками мы все дружны,
Любой из нас – читатель.
И конечно, знать должны,
Что пишет их писатель.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле,
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней!
– Эту интересную книгу для вас написала Марина Владимировна Антонова, она автор книги
– Новую книгу,
Друзья, открываем,
В мир путешествий
Мы вновь попадаем!
Как интересно
Шагать по страницам,
Новые знания Брать по крупицам!
– Давайте посмотрим, какие путешествия нам предстоят. В этом нам поможет глобус – Ребята, вам понравилось наше путешествие и эта книга? Путешествия позволяют узнать много нового о нашей Родине и крепче любить свою Родину. И еще мы узнали, что путешествовать можно, не выходя из дома или из класса. В этом нам помогает книга. Она также поможет вам не только больше узнать о нашей Родине, но и научит вас быть ее добрыми и сильными защитниками, чувствовать себя гражданами великой Родины – России и малой Родины – Мордовии.