Здоровьесберегающие технологии как структурный компонент педагогической системы ДОУ

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса(Б.Т.Лихачев)

Одной из основных целей дошкольного образовательного учреждения являлась и является сохранение и укрепление здоровья детей. Для осуществления данной цели необходимо создание максимально благоприятных и комфортных условий гармоничного развития детского организма, именно по этому, работа сотрудников ДОУ сегодня как никогда направлена на оздоровление ребенка дошкольника и на стимулирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Важно отметить что, дошкольные образовательные учреждения имеют большой потенциал для формирования у детей навыков здорового образа жизни, так как обладают возможностью поэтапного осуществления поставленных задач, учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольников.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологиив дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологиив дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащенияпедагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии валеологического просвещения родителей– это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Здоровьесберегающая деятельность (ЗСД) в дошкольном образовательном учреждении является структурным компонентом педагогической системы ДОУ, которая, несмотря на свою относительную независимость, является ее неотъемлемой частью [3].

Для того чтобы более подробно рассмотреть роль использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, необходимо обратиться к специалистам в данной области.

Например, Т. С. Овчинникова в своей работе «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» рассматривает ЗСД в ДОУ как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, характеризуя каждый из них и определяя место и значение каждого элемента системы в общей структуре:

1)цель организация ЗСД в ДОУ, которая позволит повысить эффективность качества образования;

2)педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды учреждения, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающую ее части;

3)содержание воздействия включает программы различных направлений здоровьесберегающих мероприятий;

4)средства воздействия — методы, технологии и приемы возействия в рамках различных направлений работы в системе ЗСД;

5)формы организации деятельности: групповые, индивидуальные, директивные, свободные и т.д.

6)объект воздействия – воспитанник ДОУ, на которого направлены все педагогические, лечебные и психологические воздействия, психическое и физическое здоровье которого является одним из главных критериев качества педагогической системы и валидности мер воздействия;

7)результат педагогического воздействия – положительная динамика развития детей, стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка подготовительной группы, соответствующего по всем параметрам школьной зрелости и готовности к обучению в школе [2].

Нельзя не согласиться с автором, что именно совокупность данных составляющих может привести к благоприятному результату но, к сожалению исследования, показывают, что не во всех ДОУ придерживаются данной системы.

Не мало важным является тот факт, что существуют различные формы осуществления здоровьесберегающей деятельности, к примеру: медико-профилактическая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-игровая и коррекционная, образовательная, социально-психологическая и информационно-просветительская.

Одним из приоритетных является физкультурно-оздоровительная форма, в первую очередь она направлена на физическое укрепление и развитие ребенка. К ее задачам относятся:

– развитие физических качеств;

– формирование у детей двигательных умений и навыков;

– повышение активности;

– формирование у детей интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Данная форма предусматривает системный подход и реализуется инструкторами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной деятельности.

По мнению А. М. Митяевой, здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем [1]. Задача дошкольных учреждений прививать эти качества детям, начиная с раннего возраста, так как очень важно не упустить время когда ребенок наиболее интенсивно растет и развивается.

Список используемых источников

1.Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

2.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

3.Радионова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 124 с.

151
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!