Проект по ПДД «Безопасная дорога»
Цель проекта:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта:
Образовательные: — Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
— Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие: — Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
— Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые: — Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
— Развивать связную речь.
Воспитательные: — Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Возраст воспитанников: 5 — 7 лет.
Участники: воспитанники, родители и воспитатели старшей и подготовительной группы.
Актуальность проекта:
Наши дети – самое важное, самое бесценное, что есть у нас. Мы должны оберегать и заботиться о них. Ведь они еще такие маленькие. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями, в том числе и на дороге. Незнание элементарных основ Правил дорожного движения становятся причиной ДТП. С детства необходимо внушать детям, что проезжая часть предназначена для транспортных средств, а не для игр. Необходимость организации целенаправленной работы по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах актуальна и очевидна. Сохранение жизни и здоровья детей – основная задача общества.
Задача педагога заключается в создании условий, для разнообразных видов деятельности по обучению безопасному поведению на дороге, создании условий, побуждающих применять полученные знания и умения в реальной жизни. Организация деятельности по обучению правилам безопасного поведения на дороге носит характер сотрудничества, сотворчества, в котором принимают участие все участники образовательных отношений.
Формы работы с воспитанниками:
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Наблюдения
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Самостоятельная деятельность .
7. Проведение ситуативных бесед .
8. Продуктивная деятельность.
9. Заучивание стихов.
10. Организация совместно с родителями акций, досугов, лэпбуков, флеш-моба, книжек-малышек, результатов продуктивной деятельности.
Методы и приёмы:
1. Наблюдения;
2. Беседа;
3. Сбор информации;
4. Работа с литературой;
5. Творческая работа.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
1. В детях воспитан грамотный пешеход.
2. Сформирована дисциплинированность и повышена культура поведения в дорожно-транспортном процессе.
3. Привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
4. Развита способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Родители:
1. С помощью разнообразных методов и приемов активизирована работа с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Выработана система взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге
3.Созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с семьями воспитанников по охране и безопасности жизни детей.
Педагоги:
1. Ведут активную работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
2.Распространяют и обобщают опыт.
Перспективы на будущее:
1. Распространение опыта работы на семинарах.
2. Презентация проекта.
3. Работа семейного клуба «Вежливый пешеход».
Этапы работы над проектом
1 этап — подготовительный:
1. Определение уровня знаний детей по ПДД.
2. Составление календарно – тематического плана по ПДД.
3. Определение цели и задач проекта.
4. Организация развивающей среды по теме проекта: уголков безопасности наличие сюжетных и дидактических игр.
5. Подбор художественной литературы по теме проекта.
6. Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.
7. Анкетирование родителей по данной теме.
2 этап: основной (реализация проекта)
1. Беседы.
2. Рассматривание плакатов, альбомов, предметных и сюжетных картинок.
3. Чтение художественной литературы.
4. Сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
5. Акции, встречи, флешмобы, досуги.
6. Экскурсии к перекресткам, автобусной остановке.
7. Продуктивная деятельность.
8. Организация совместной деятельности родителей и детей.
3 этап заключительный:
1. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
2. Досуг “Дорожная азбука”, “Баба Яга и дорожные знаки”, “Красный, желтый, зеленый”.
3. Создание дорожных знаков совместно с родителями «Детям знать положено – знаки дорожные», лэпбука.
4. Создание дидактической игры «Веселый транспорт».
План работы с семьями воспитанников по профилактике ДДТТ
в старшей группе
№ | Содержание | Цель | Сроки |
1 | Анкетирование « Я и мой ребенок на улицах города» | Выявление уровня сформированности знаний по правилам дорожного движения | Сентябрь |
2 | Разработка безопасного маршрута в детский сад | Привлечь родителей к осознанному составлению безопасного маршрута в детский сад и обратно домой | Октябрь |
3 | Мастер – класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» | Познакомить родителей с лэпбуком как формой работы по обучению детей правилам безопасного поведения | Ноябрь |
4 | Фотовыставка «В автокресле я сижу» | Популяризировать использование детских удерживающих устройств | Декабрь |
5 | Развлечения «Красный, желтый, зеленый» | Привлечь родителей к проведению совместного праздника. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей | Январь |
6 | Предложить просмотр в свободное время обучающих мультфильмов «Смешарики: Азбука безопасности | Объединить усилия педагогов и родителей по обучению дошкольников правилам безопасного поведения детей на дороге | Март |
7 | Семейная экскурсия по городу | Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах | Май |
8 | Привлечение родителей к созданию развивающей среды | Разнообразить содержание уголка по изучению правил дорожного движения | В течение года |
9 | Семейный клуб «Вежливый пешеход» Тема: «Фликеры-моя безопасность | Изготовить световозвращающие элементы совместно с детьми | Ежемесячно |
10 | Родитель в группе: «Мой папа –водитель» | Познакомить детей с профессией- водитель. | В течение года |
11 | Акции: — «Автокресло-детям»; — «Письмо водителю»; — «Засветись»; | Разъяснять важность участия в профилактических акциях. Привлечение внимания к проблеме детского дорожного травматизма | В течение года |
12 | Консультации: — «Красный! Желтый! Зеленый!»; — «Безопасность детей – забота взрослых»; — «Я и мой ребенок на улицах города»; — «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог» | Ознакомление родителей с методами формирования у детей навыка безопасного поведения на улице и в транспорте | В течение года |
13 | Семейный досуг: — Пластилинография «Мой первый автомобиль»; — «Книжка-малышка своими руками»; — Коллаж «Поедем, поплывем, полетим» | Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. | В течение года |
План работы с семьями воспитанников по профилактике ДДТТ в подготовительной к школе группе
№ | Содержание | цель | сроки |
1 | Анкетирование «Осторожно, дорога» | Выявление уровня сформированности знаний детей и родителей правила поведения пешеходов | Сентябрь |
2 | Разработка безопасного маршрута в детский сад | Привлечь родителей к осознанному составлению безопасного маршрута в детский сад и обратно домой | Октябрь |
3 | Привлечение родителей к созданию развивающей среды | Изготовление атрибутов к играм | В течение года |
4 | Создание макета «Город моей мечты» | Привлечь родителей к участию в конкурсе архитектурных форм | Ноябрь |
5 | Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Наш друг светофор». | Закрепить знания детей о сигналах светофора, развивать совместное творчество | Декабрь |
6 | Памятки по использованию пальчиковых игр по закреплению ПДД: « Путь через ладошку на безопасную дорожку» | Познакомить с разнообразием пальчиковых игр, как формой обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге | Январь |
7 | — «Просмотр видеозаписи -размышление детей о ПДД» | Показать родителям, как ребенок понимает нормы поведения на дорогах, значение дорожных знаков | |
8 | Акция «Дорогу переходи -ребенка за запястье держи» | Продолжать работу по профилактике детского дорожного травматизма; систематизировании, совместно с родителями, знаний детей о правилах поведения пешехода, о работе светофора | Март |
9 | Совместная игра-соревнование «Вперед, пешеход!». | Привлечь родителей к проведению совместных праздников, воспитывать желание быть примерным пешеходом, соблюдать безопасность на дороге | Май |
10 | Консультации: — «Детское кресло в каждую машину»; — «Улица глазами ребенка»; — «Если вы купили ребёнку велосипед» | Повышение родительской компетентности в вопросах ознакомления детей правилам безопасного поведения на дороге | В течение года |
11 | Выставка детской литературы для чтения по ПДД. | Знакомство с разнообразием художественной литературы по дорожной грамоте | В течение года |
12 | Рекомендации: — Просмотр портала по безопасности дорожного движения — http://www.dddgazeta.ru/parents/ | Повышать компетентность родителей в вопросах обучения детей безопасному поведению на дороге | В течение года |
Полученные результаты:
1. При проведении эксперимента «Темная камера» дети узнали о преимуществе световозвращающих элементов на одежде в темное время суток.
2. Эксперимент «Я дорогу перехожу» дает возможность понять, почему надо дорогу переходить не наискосок, а прямо. Это делается для лучшего наблюдения за автомобилем и для прохождения наименьшего пути.
3. Дети старшего дошкольного возраста, совместно с родителями, стали активными участниками флешмоба, социально-значимых акций по профилактике дорожно – транспортного травматизма. «Фликеры — моя безопасность!» «Автокресло-детям!», «Засветись!» «Посмотри по сторонам!», «Дорожный знак на новогодней елке», ежегодной выставки детских рисунков «Безопасный маршрут в детский сад».
4. При проведении акции «Письмо водителю» ребята решили сами обратиться к тем, кто за рулем. Смысл их писем прост и понятен. В них- самое главное: «Будьте внимательны на дорогах! Рядом дети! Соблюдайте правила дорожного движения!».
5. Формы работы: «Родитель в группе», –детско-родительского клуба “Вежливый пешеход” познакомили родителей с игровыми технологиями по обучению детей основам безопасного поведения на улице, развивили творческие способности и сплотили детей и родителей.
6. Досуги и развлечения для детей и родителей: «Дорожная азбука», «Красный, желтый, зеленый», «Баба Яга и дорожные знаки» в увлекательной форме познакомили детей с дорожными знаками, опасными ситуациями на дороге и учили детей безопасному поведению в дорожной среде.
Накопленный опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма активно распространяется в педагогическом сообществе как на муниципальном уровне, так и на выездных зональных, республиканских и межрегиональных семинарах.
Список используемой литературы:
1. Основная общеобразовательная – образовательная программ дошкольного образования МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида» разработанная на основе программы «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой);
2. Парциальная программа «Безопасность» (под ред. О. Князевой, Р. Стёркиной);
3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей».Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2007.
6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2007.
7. Интернет – ресурсы.
8. Художественная литература.