Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: «Электричество вокруг нас»
ООД в рамках работы кружка дополнительного образования «Хочу всё знать»
Цель: Расширение представления о том, где «живет» электричество. Ознакомление с причиной появления статического электричества.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»:
— воспитать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
— вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
— развивать стремление поисково-познавательной деятельности.
ОО «Речевое развитие»:
— развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
— закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Методические приемы:
— познавательно-исследовательский;
— наглядный – показ приёмов выполнения эксперимента;
— словесный – пояснения, указания, введение в речь детей новых слов;
— индивидуальный – помощь детям при затруднении;
— практический – участие детей в экспериментировании, действия с раздаточным материалом.
Материал: игрушка с батарейкой, посылка, карточки «Безопасность и электричество», картинки с изображением электроприборов.
Раздаточный материал: воздушные шары, перья, шарики пенопласта, пластмассовые линейки по количеству детей, шерстяная варежка, шарф.
Словарь: электричество, статическое электричество, электроприборы.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебное путешествие, увлекательные эксперименты и много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
-Вспомним с вами сказку «Золушка»? Какая она была? (трудолюбивая, убиралась, мыла всё)
-Правильно! А давайте представим, что Золушка живет в нашем времени. Что бы помогло ей убрать в доме? Сейчас, в наше время? А я вам сейчас подскажу. Что вы видите на доске?
— Правильно! Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
— А у вас дома есть электроприборы? Скажите, а что такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние предметы работать.
— Правильно, ребята, электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
— А они помогают человеку? (Ответ детей: Да)
Ребята выберете картинки, которые относятся к электричеству.
1) Что означает эта карточка?
(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).
2) О чем предупреждает эта схема?
(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
3) О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
— При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. А вот при правильном обращении с электричеством, оно очень необходимо людям во все времена. Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
— Ребята, сегодня утром я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Ваша любимая игрушка. Она от Феи страны «Волшебного электричества». (Читает). Давайте поиграем.
— Игрушка разговаривает. Почему?
— Что же за сила такая скрывается в батарейках?
— Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
— А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
Я приглашаю вас в страну «Волшебного электричества», где мы научимся ловить доброе электричество.
— На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие?(Предложения детей.Я предлагаю поехать на поезде)
-Это наш поезд (макет поезда). Нам надо всем вместе поместиться в нее.
Давайте сядем в поезд и поедим. «1, 2, 3 поезд в страну «Волшебного электричества» нас умчи!!»(Звучит музыка)
— Вот мы и в волшебной стране.
— Посмотрите, на стене висит шар и на полу шары. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шары на стену) .
— Почему этот шар висит, а ваши падают? (Предположения детей)
Он волшебный.
Опыт 1
— А давайте наши шары тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шар потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шары висят. Вот и наши шары стали волшебными.
Как вы думаете кто их сделал такими?
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шар о волосы, он стал наэлектризованным, поэтому притянулся к стене.
— А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся, одеваем одежду) .
— Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Опыт 2
— Это игровое электричество живет не только в волосах. Возьмите пластмассовые линеечки. Прикоснитесь к перьям.
Что вы видите? (лежат спокойно).
— Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. — Прикоснитесь шарами к пенопласту, а линеечками к перьям. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
— Какие стали предметы? (Электризованными).
— Как они стали электризованными?
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 3
Хотите поссорить шары, а потом помирить их? Тогда натрите оба шара шерстяной тканью. Теперь повесим шары рядом и посмотрим, что с ними происходит. А теперь один из шариков натрите шелковой тканью. Шары подружились?
Вывод: как известно, при трении тела электризуются. Если натереть шары шерстяной (или шелковой) тканью они приобретают одноименные заряды и будут отталкиваться друг от друга. Если же один шар натереть шерстяной, а другой шелковой, заряды шаров окажутся разноименными, и шары будут притягиваться друг к другу.
— Нам было интересно играть с безопасным электричеством, но пришло время возвращаться в группу и по прощаться со страной Волшебного электричества. И на память о волшебной стране возьмем воздушные шары, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными шарами.
— Как снять электричество с шаров? (смочить водой). (Дети протирают шары влажной тряпкой)
Релаксация.(Звучит тихая, приятная музыка)
— А теперь возьмите шары, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы летите на воздушном шаре. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глаза. Вот мы и в детском саду.
— Скажите ребята, а что вам понравилось в нашем путешествии?
— Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)
— А почему мы их называем волшебными?
— Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается).
— А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде)
— Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное).
— Мы с вами узнали много нового. Узнали, что электрический ток бывает опасный и неопасный. Ток, который живет в волосах, одежде, батарейке-это неопасный ток, а ток, который бежит по проводам опасный.
— Также мы узнали, какую пользу приносит электрический ток в быту. И правила, которые нужно соблюдать, когда пользуешься электроприборами.
— Мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать, вы были активными, любознательными, заинтересованными. Наше путешествие окончено, можете быть свободны.