Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: «Электричество вокруг нас»

ООД в рамках работы кружка дополнительного образования «Хочу всё знать»

Цель: Расширение представления о том, где «живет» электричество. Ознакомление с причиной появления статического электричества.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

— воспитать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

— вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

— развивать стремление поисково-познавательной деятельности.

ОО «Речевое развитие»:

— развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

— закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Методические приемы:

— познавательно-исследовательский;

— наглядный – показ приёмов выполнения эксперимента;

— словесный – пояснения, указания, введение в речь детей новых слов;

— индивидуальный – помощь детям при затруднении;

— практический – участие детей в экспериментировании, действия с раздаточным материалом.

Материал: игрушка с батарейкой, посылка, карточки «Безопасность и электричество», картинки с изображением электроприборов.

Раздаточный материал: воздушные шары, перья, шарики пенопласта, пластмассовые линейки по количеству детей, шерстяная варежка, шарф.

Словарь: электричество, статическое электричество, электроприборы.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебное путешествие, увлекательные эксперименты и много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

-Вспомним с вами сказку «Золушка»? Какая она была? (трудолюбивая, убиралась, мыла всё)

-Правильно! А давайте представим, что Золушка живет в нашем времени. Что бы помогло ей убрать в доме? Сейчас, в наше время? А я вам сейчас подскажу. Что вы видите на доске?

— Правильно! Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

— А у вас дома есть электроприборы? Скажите, а что такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние предметы работать.

— Правильно, ребята, электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

— А они помогают человеку? (Ответ детей: Да)

Ребята выберете картинки, которые относятся к электричеству.

1) Что означает эта карточка?

(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).

2) О чем предупреждает эта схема?

(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).

3) О чем говорит эта карточка?

(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).

— При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. А вот при правильном обращении с электричеством, оно очень необходимо людям во все времена. Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

— Ребята, сегодня утром я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Ваша любимая игрушка. Она от Феи страны «Волшебного электричества». (Читает). Давайте поиграем.

— Игрушка разговаривает. Почему?

— Что же за сила такая скрывается в батарейках?

— Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

— А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

Я приглашаю вас в страну «Волшебного электричества», где мы научимся ловить доброе электричество.

— На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие?(Предложения детей.Я предлагаю поехать на поезде)

-Это наш поезд (макет поезда). Нам надо всем вместе поместиться в нее.

Давайте сядем в поезд и поедим. «1, 2, 3 поезд в страну «Волшебного электричества» нас умчи!!»(Звучит музыка)

— Вот мы и в волшебной стране.

— Посмотрите, на стене висит шар и на полу шары. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шары на стену) .

— Почему этот шар висит, а ваши падают? (Предположения детей)

Он волшебный.

Опыт 1

— А давайте наши шары тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шар потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шары висят. Вот и наши шары стали волшебными.

Как вы думаете кто их сделал такими?

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шар о волосы, он стал наэлектризованным, поэтому притянулся к стене.

— А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся, одеваем одежду) .

— Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Опыт 2

— Это игровое электричество живет не только в волосах. Возьмите пластмассовые линеечки. Прикоснитесь к перьям.

Что вы видите? (лежат спокойно).

— Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. — Прикоснитесь шарами к пенопласту, а линеечками к перьям. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).

— Какие стали предметы? (Электризованными).

— Как они стали электризованными?

Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт 3

Хотите поссорить шары, а потом помирить их? Тогда натрите оба шара шерстяной тканью. Теперь повесим шары рядом и посмотрим, что с ними происходит. А теперь один из шариков натрите шелковой тканью. Шары подружились?

Вывод: как известно, при трении тела электризуются. Если натереть шары шерстяной (или шелковой) тканью они приобретают одноименные заряды и будут отталкиваться друг от друга. Если же один шар натереть шерстяной, а другой шелковой, заряды шаров окажутся разноименными, и шары будут притягиваться друг к другу.

— Нам было интересно играть с безопасным электричеством, но пришло время возвращаться в группу и по прощаться со страной Волшебного электричества. И на память о волшебной стране возьмем воздушные шары, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными шарами.

— Как снять электричество с шаров? (смочить водой). (Дети протирают шары влажной тряпкой)

Релаксация.(Звучит тихая, приятная музыка)

— А теперь возьмите шары, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы летите на воздушном шаре. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глаза. Вот мы и в детском саду.

— Скажите ребята, а что вам понравилось в нашем путешествии?

— Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)

— А почему мы их называем волшебными?

— Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается).

— А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде)

— Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное).

— Мы с вами узнали много нового. Узнали, что электрический ток бывает опасный и неопасный. Ток, который живет в волосах, одежде, батарейке-это неопасный ток, а ток, который бежит по проводам опасный.

— Также мы узнали, какую пользу приносит электрический ток в быту. И правила, которые нужно соблюдать, когда пользуешься электроприборами.

— Мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать, вы были активными, любознательными, заинтересованными. Наше путешествие окончено, можете быть свободны.

203
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!