Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в поликультурной образовательной среде

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в поликультурной образовательной среде.

21 век, век технических достижение, информации и компьютерных скоростей, где современное общество живет в постоянном меняющемся мире, предлагающем новейшие технические средства информирования. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в мире информационных технологий. Обучение детей с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкуренто способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.

Формирование культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания дошкольников. С раннего возраста мы формируем у детей умения жить в мире совершенно разных людей и идей, в мире, способном меняться с колоссальной скоростью [4, с. 84]. Толерантность не передается по наследству, это необходимо воспитывать в детях, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут. Воспитание толерантному отношению начинается с дошкольного возраста, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой стороны — привить ему уважение к культурным традициям и особенностям людей другой национальности [5, с. 32].

В нашей дошкольной образовательной организации воспитываются дети разных национальностей: русские, татары, мордва, что знакомство с национальными традициями, культурой, бытом, воспитание патриотизма. Поликультурное образование рассматривается педагогическим коллективом детского сада, как одно из важнейших направлений в работе. Поэтому основная идея деятельности учреждения по поликультурному образованию — пробудить у обучающихся дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов; формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей.

Мною была разработана программа дополнительного образования «Моя Родина», где дети имеют возможность изучать культуру и быт представителей разной национальности, проживающих на территории Республики Мордовия. Программа состоит из трех блоков: «Кто Я» (первый блок), «Мой край» (второй блок), «Я, Мы и Россия» (третий блок).

Посредством программы мы знакомимся с обычаями и традициями других народов через рассказы, беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов, иллюстраций, фотоальбомов, через участие в Приволжских конкурсах и фестивалях «Народы Поволжья».

Мною проводятся такие тематические мероприятия как «По тропинкам Родного края», «Моя родина — Россия», «Народные промыслы», творческий досуг «Тряпичные куклы», «Национальная кухня», «Декоративное искусство разных стран» и другие.

Совместно с музеем изобразительного искусства имени С.Д. Эрьзи участвовали в реализации краткосрочного проекта «Хоровод народов Поволжья». Проект был направлен на ознакомление обучающихся с культурой многочисленных народов Республики, проведено занятие-экскурсия по скульптурам и технике работы с глиной, что включало в себя и продуктивную деятельность – лепка птиц из глины.

Таким образом, организованное методическое сопровождение, направленное на решение задач по формированию у воспитанников основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам, позволило охватить обучающихся и их родителей, что способствовало повышению их профессионального уровня и, как следствие, расширению кругозора детей в поликультурном отношении.

В результате нашей плодотворной работы обучающиеся познакомились с особенностями культур разных народов, с их обычаями и традициями. У детей появился интерес к изучению своей и других культур.

У дошкольников сформировались такие качества, как уважение традиций своего и другого народа, отзывчивость, справедливость, скромность, волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

Литература

1.Балицкая, И. В. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие /И. В. Балицкая, Э. Х. Лим. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 168 с.

2.Гукаленко, О. В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000. – 83 с.

3. Забровская, О. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13572.htm.

4.Плаксина, Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста/ Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V международной научно-практической конференции. – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 84-85.

5.Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов // Педагогика. – 2008. – №2. – С. 32

160
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!