Конспект НОД: «Путешествие по Мордовии»
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать у детей представление орастительном и животном мире республики Мордовия.
Обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь.
Учить создавать мордовский орнамент. Формировать творческую личность ребенка-дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии.
Развивающие: Развивать чувство цвета, композиции, общую, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости к малой Родине -республике Мордовия, столице Мордовии – Саранск.
Воспитывать интерес к культуре мордовского народа, народным промыслам.
Интеграция областей: Физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-творческое развитие, музыка.
Методы и приемы: Беседа. Дидактические игры. Загадки. Физкультминутка. Практическая работа по аппликации. Итог.
Материалы и оборудование: Кукла Алсу. Картинки: зимующие и перелетные птицы, дикие животные. Карта Мордовии.Аудиозаписи голосов птиц. Картина «Засохшее дерево».Листочки для дерева из бумаги.
Слайды: достопримечательности Мордовии, символика Мордовии, народные промыслы Мордовии.Материалы для аппликации (на каждого ребенка). Интерактивная доска. Магнитофон.
Предварительная работа: Чтение произведений мордовских поэтов и писателей. Рассматривание иллюстраций природы республики Мордовия. Достопримечательностей города Саранска. Дидактические игры.
Ход НОД:
— Дети, сегодня в гостях у нас девочка по имени Алсу. Она приехала из города Казань и очень хочет узнать все самое интересное о Мордовии, ее природе, столице, обычаях.
— Алсу очень хочет посмотреть на природу мордовского края, давайте отправимся в лес в заповедник Смидовича. Вы хотите поехать туда? (Ответы детей).
— На каком виде транспорта мы поедем в заповедник? (Ответы детей).
-Что относится к наземному виду транспорта?
-Назовите другие виды транспорта (Воздушный, водный, наземный).
-Дороги в лесу плохие, грунтовые, на какой машине поедем в заповедник, как вы думаете? (Ответы детей).
-Кто из вас знает, как доехать из Саранска до заповедника? (Варианты ответов: спросить у других людей, посмотреть карту, включить навигатор и проложить путь от Саранска до заповедника).
(Показ слайда по карте Мордовии на интерактивной доске — путь от Саранска до заповедника).
-Наш путь пролегает через города Краснослободск, Темников.
-Какие города Мордовии вы еще знаете? (Саранск, Рузаевка, Ардатов, Инсар, Ковылкино).
-Назовите столицу Мордовии (Саранск).
-Прежде чем отправиться в путь, вспомним правила поведения в лесу:
(Не разводить костер, не шуметь, не ломать ветки, не рвать растения, не разорять птичьи гнезда, не трогать детенышей животных, не мусорить).
— Правильно, ребята! Занимайте места в машине (Садятся. Звучит веселая музыка).
— Вот мы и на месте. (Звучит аудиозапись голосов птиц).
— Сколько голосов птиц мы слышим! Алсу хочет узнать, знаете ли вы птиц своего края. Волшебной палочкой я на минуту вас превращаю в птиц. Возьмите, пожалуйста, картинки птиц. Поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы» (Под звукозапись голосов птиц дети «летают», по окончании звукозаписи кладут картинки птиц к соответствующему плакату).
— Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, какая редкая птица обитает на территории заповедника? (Черный аист).
— Ребята! Посмотрите на картину, что вы видите? (Дерево засохло, все листочки опали).
— Мы можем оживить дерево, если отгадаем загадки о природе. Ребята, вы хотите помочь дереву? (Да).
Игра «Сухое дерево». (Дети после каждой отгаданной загадки, прикрепляют листочки на дерево).
1. Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши…… (березки).
2. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце?.. (Рябинка).
3. Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы? Это …..(дуб).
4. Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Над рекой склонилась…… (ива).
5. Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит…… (липа).
6. Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку…… (ель).
7. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья…… (коровка).
8. Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его?.. (Паук).
9. Вот букашка — работяга.
Целый день трудиться рад.
Ношу на спине своей
Быстро тащит…. (муравей).
10. Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас…… (комар).
11. Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму. …..(пчела).
12. На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был?.. (Кузнечик).
13. Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела…. (земляника).
14. Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками…. (малина).
— Молодцы, ребята! Какое красивое дерево получилось.
— Может быть, отдохнем на этой красивой полянке? (Да).
— Давайте вспомним, какие дикие животные живут в заповеднике. Поиграем в игру «Угадай по описанию». (Дети отгадывают животных и находят соответствующую картинку животного).
— Молодцы, ребята! Что ж нам пора в путь! Занимайте места в машине. (Дети садятся на стульчики.Звучит веселая музыка).
— Приехали! Выходим из машины. Пора нам размяться.
Физминутка «Город».
Мы по городу гуляем,(шагать на месте)
Мы свой город изучаем:(поставить руку «козырьком» к голове)
Справа есть высокий дом,(поднять правую руку вверх)
Обойдем его кругом. (шагать вокруг себя)
Слева домик ниже, (левую руку вниз)
Подойдем поближе.(шагать вперед)
Это церковь — Божий дом, (руки «куполом» над головой)
Все мы дети в доме том. (обнять себя)
Ну а это — детский сад. Тише! (Указательный палец к губам)
Там детишки спят.(присесть, ладошки под голову)
— Ребята, давайте расскажем Алсу о нашем любимом городе. Поиграем в игру «Угадай-ка». Вы хотите поиграть с Алсу? (Да).
(Показ слайдов: Достопримечательности Мордовии.
Символика Республики Мордовия. (Дети рассказывают).
-Славен наш край мордовский своими народными промыслами!
Показ слайдов: Тавлинская народная деревянная игрушка, мордовский народный костюм).
-Назовите элементы мордовской народной вышивки
(Крест, зубчик, галочка, зигзаг, треугольник, ромб, круг, восьмиконечная звезда, ступеньки).
— Молодцы, ребята! Для Алсу я предлагаю вам украсить подносы для посуды мордовским узором. Вы хотите украсить подносы? (Да).
— Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Раз, два, три, четыре, (сжимать и разжимать пальцы)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку(Загибать пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибать пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (сжимать и разжимать пальцы).
-Мы так помогать маме не будем, все будем делать аккуратно и осторожно. Приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь.
-Алсу очень понравились ваши работы. Она их возьмёт с собой и подарит своим друзьям.
Итог.
— Ребята, с кем мы путешествовали по Мордовии? В каком заповеднике мы были? Какое доброе дело сделали? В какие игры играли? Что Алсу узнала о нашем городе Саранске? (Ответы детей).
— Что вам больше всего понравилось на занятии?
— На этом наше занятие закончено.