Конспект НОД: «Путешествие по Мордовии»

Цель: Развитие познавательной активности детей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать у детей представление орастительном и животном мире республики Мордовия.

Обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь.

Учить создавать мордовский орнамент. Формировать творческую личность ребенка-дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии.

Развивающие: Развивать чувство цвета, композиции, общую, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости к малой Родине -республике Мордовия, столице Мордовии – Саранск.

Воспитывать интерес к культуре мордовского народа, народным промыслам.

Интеграция областей: Физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-творческое развитие, музыка.

Методы и приемы: Беседа. Дидактические игры. Загадки. Физкультминутка. Практическая работа по аппликации. Итог.

Материалы и оборудование: Кукла Алсу. Картинки: зимующие и перелетные птицы, дикие животные. Карта Мордовии.Аудиозаписи голосов птиц. Картина «Засохшее дерево».Листочки для дерева из бумаги.

Слайды: достопримечательности Мордовии, символика Мордовии, народные промыслы Мордовии.Материалы для аппликации (на каждого ребенка). Интерактивная доска. Магнитофон.

Предварительная работа: Чтение произведений мордовских поэтов и писателей. Рассматривание иллюстраций природы республики Мордовия. Достопримечательностей города Саранска. Дидактические игры.

Ход НОД:

— Дети, сегодня в гостях у нас девочка по имени Алсу. Она приехала из города Казань и очень хочет узнать все самое интересное о Мордовии, ее природе, столице, обычаях.

— Алсу очень хочет посмотреть на природу мордовского края, давайте отправимся в лес в заповедник Смидовича. Вы хотите поехать туда? (Ответы детей).

— На каком виде транспорта мы поедем в заповедник? (Ответы детей).

-Что относится к наземному виду транспорта?

-Назовите другие виды транспорта (Воздушный, водный, наземный).

-Дороги в лесу плохие, грунтовые, на какой машине поедем в заповедник, как вы думаете? (Ответы детей).

-Кто из вас знает, как доехать из Саранска до заповедника? (Варианты ответов: спросить у других людей, посмотреть карту, включить навигатор и проложить путь от Саранска до заповедника).

(Показ слайда по карте Мордовии на интерактивной доске — путь от Саранска до заповедника).

-Наш путь пролегает через города Краснослободск, Темников.

-Какие города Мордовии вы еще знаете? (Саранск, Рузаевка, Ардатов, Инсар, Ковылкино).

-Назовите столицу Мордовии (Саранск).

-Прежде чем отправиться в путь, вспомним правила поведения в лесу:

(Не разводить костер, не шуметь, не ломать ветки, не рвать растения, не разорять птичьи гнезда, не трогать детенышей животных, не мусорить).

— Правильно, ребята! Занимайте места в машине (Садятся. Звучит веселая музыка).

— Вот мы и на месте. (Звучит аудиозапись голосов птиц).

— Сколько голосов птиц мы слышим! Алсу хочет узнать, знаете ли вы птиц своего края. Волшебной палочкой я на минуту вас превращаю в птиц. Возьмите, пожалуйста, картинки птиц. Поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы» (Под звукозапись голосов птиц дети «летают», по окончании звукозаписи кладут картинки птиц к соответствующему плакату).

— Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, какая редкая птица обитает на территории заповедника? (Черный аист).

— Ребята! Посмотрите на картину, что вы видите? (Дерево засохло, все листочки опали).

— Мы можем оживить дерево, если отгадаем загадки о природе. Ребята, вы хотите помочь дереву? (Да).

Игра «Сухое дерево». (Дети после каждой отгаданной загадки, прикрепляют листочки на дерево).

1. Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши…… (березки).

2. В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце?.. (Рябинка).

3. Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы? Это …..(дуб).

4. Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Над рекой склонилась…… (ива).

5. Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит…… (липа).

6. Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку…… (ель).

7. Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья…… (коровка).

8. Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его?.. (Паук).

9. Вот букашка — работяга.

Целый день трудиться рад.

Ношу на спине своей

Быстро тащит…. (муравей).

10. Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас…… (комар).

11. Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму. …..(пчела).

12. На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был?.. (Кузнечик).

13. Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела…. (земляника).

14. Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками…. (малина).

— Молодцы, ребята! Какое красивое дерево получилось.

— Может быть, отдохнем на этой красивой полянке? (Да).

— Давайте вспомним, какие дикие животные живут в заповеднике. Поиграем в игру «Угадай по описанию». (Дети отгадывают животных и находят соответствующую картинку животного).

— Молодцы, ребята! Что ж нам пора в путь! Занимайте места в машине. (Дети садятся на стульчики.Звучит веселая музыка).

— Приехали! Выходим из машины. Пора нам размяться.

Физминутка «Город».

Мы по городу гуляем,(шагать на месте)

Мы свой город изучаем:(поставить руку «козырьком» к голове)

Справа есть высокий дом,(поднять правую руку вверх)

Обойдем его кругом. (шагать вокруг себя)

Слева домик ниже, (левую руку вниз)

Подойдем поближе.(шагать вперед)

Это церковь — Божий дом, (руки «куполом» над головой)

Все мы дети в доме том. (обнять себя)

Ну а это — детский сад. Тише! (Указательный палец к губам)

Там детишки спят.(присесть, ладошки под голову)

— Ребята, давайте расскажем Алсу о нашем любимом городе. Поиграем в игру «Угадай-ка». Вы хотите поиграть с Алсу? (Да).

(Показ слайдов: Достопримечательности Мордовии.

Символика Республики Мордовия. (Дети рассказывают).

-Славен наш край мордовский своими народными промыслами!

Показ слайдов: Тавлинская народная деревянная игрушка, мордовский народный костюм).

-Назовите элементы мордовской народной вышивки

(Крест, зубчик, галочка, зигзаг, треугольник, ромб, круг, восьмиконечная звезда, ступеньки).

— Молодцы, ребята! Для Алсу я предлагаю вам украсить подносы для посуды мордовским узором. Вы хотите украсить подносы? (Да).

— Но сначала разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре, (сжимать и разжимать пальцы)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку(Загибать пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибать пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (сжимать и разжимать пальцы).

-Мы так помогать маме не будем, все будем делать аккуратно и осторожно. Приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь.

-Алсу очень понравились ваши работы. Она их возьмёт с собой и подарит своим друзьям.

Итог.

— Ребята, с кем мы путешествовали по Мордовии? В каком заповеднике мы были? Какое доброе дело сделали? В какие игры играли? Что Алсу узнала о нашем городе Саранске? (Ответы детей).

— Что вам больше всего понравилось на занятии?

— На этом наше занятие закончено.

225
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!