НОД по лепке «Украсим платье для Олдушки»

Дошкольное образование

Тема НОД: «НОД по лепке «Украсим платье для Олдушки»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старшая группа.

НОД в рамках занятий по инновационной теме.

Цель НОД: Обобщить и закрепить знания детей, полученные в течение года.

Задачи

Образовательные:

Учить украшать изделия мордовским орнаментом с помощью пластилинографии. Познакомить с названиями предметов одежды мордовского национального костюма, с обозначением цвета в орнаментах.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю.

Развивать творческие способности у детей

Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Воспитательные:

Воспитывать готовность прийти на помощь.

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»: расширение активного словаря

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать готовность прийти на помощь

ОО «Познавательное развитие»: развивать познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю закрепление изученного за учебный год материала.

ОО «Физическое развитие»: развитие двигательной активности и мелкой моторики.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: развитие умения работать в технике «пластилинографии»

Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.

Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходим любой зал или групповое помещение вместимостью до 30 человек, дети старшего дошкольного возраста, подготовленные к восприятию данного материала.

Предварительная работа:

беседы о обычаях и традициях мордовского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.

ОО «Речевое развитие»:чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо

ОО «Познавательное развитие»: рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности

ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и подвижных игр.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: занятия по лепке, индивидуальная работа в технике пластилинографии.

Место проведения: групповое помещение МАДОУ.

Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Адресность: старший дошкольный возраст.

Материал:

Демонстрационный: кукла в мордовском национальном костюме, аудио запись с музыкой.

Раздаточный:пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, силуэты платьев.

Оборудование: магнитофон, флешка с записями мордовских мелодий.

Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповаяформа организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Методические приемы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.

Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.

Практический:упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания.

Мотив детской деятельности: помощь герою.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях кукла Олдушка.

Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбратадо!

Дети: Шумбрат, Олдушка!

Воспитатель: Ребята, Олдушка одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар. Почему она кажется нам такой нарядной? (Ответы детей) Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег». (Предлагает нескольким детям повторить слово). «Оберег»от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (Ответы детей). Да, узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Передник – сапоня, рукават. Он украшен узорами мордовской вышивки.

Пояс – каркс. Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.

Набедренное украшение – пулай, украшался вышивкой, бусинками и бисером.

Нагрудное украшение –сюлгамо.Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панга. Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют в вышивке?(Ответы детей)

В вышивке очень много разных оттенков красного цвета с вкраплениями черного, желтого и синего цветов.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, синий – радость, черный – богатство.

Давным-давно все так одевались, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Олдушка так одета не спроста- оказывается её вместе с подругами пригласила участвовать в открытии Чемпионата мира по футболу. Да вот беда, наша Олдушка нарядная, а вот её подружки без нарядов остались, не успели вышивкой платья свои украсить. Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: А украшать мы будем наши платья с помощью пластилинографии. Но сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Платье»

Это платье для Наташки –Четыре поворота вправо-влево

Красные горошки.Четыре прыжка на месте

А на платье два кармашка,«Нарисовать» на животике два кармашка

Спрячем в них ладошки.Приложить ладошки к животику

Воспитатель: Ну а сейчас мы дружно возьмемся за работу.

Дети под мордовскую музыку приступают к украшению платья, воспитатель по мере надобности помогает.

Воспитатель: Давайте покажем свои работы Олдушке. Посмотрите, ей очень понравились ваши работы и теперь подружки Олдушки будут нарядными на празднике. Ребята, а вам понравилось украшать платья? (Ответы детей)

Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?

Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского).

А какие цвета, мы использовали в работе? (Красный, синий, жёлтый, чёрный)

Наша встреча с Олдушкой подходит к концу, ей пора уходить готовиться к празднику. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Вастомазонок!

Литература:

1.Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.

2.Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений /Сост. А.И.Исайкина.— Саранск, 1993.

3. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»: образовательная область «Чтение художественной литературы»: пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / [сост. Киркина Е. Н.]. — Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2013. — 215 с.

311
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!