НОД по лепке «Украсим платье для Олдушки»
Дошкольное образование
Тема НОД: «НОД по лепке «Украсим платье для Олдушки»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: старшая группа.
НОД в рамках занятий по инновационной теме.
Цель НОД: Обобщить и закрепить знания детей, полученные в течение года.
Задачи
Образовательные:
Учить украшать изделия мордовским орнаментом с помощью пластилинографии. Познакомить с названиями предметов одежды мордовского национального костюма, с обозначением цвета в орнаментах.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю.
Развивать творческие способности у детей
Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Воспитательные:
Воспитывать готовность прийти на помощь.
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: расширение активного словаря
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать готовность прийти на помощь
ОО «Познавательное развитие»: развивать познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю закрепление изученного за учебный год материала.
ОО «Физическое развитие»: развитие двигательной активности и мелкой моторики.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: развитие умения работать в технике «пластилинографии»
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходим любой зал или групповое помещение вместимостью до 30 человек, дети старшего дошкольного возраста, подготовленные к восприятию данного материала.
Предварительная работа:
беседы о обычаях и традициях мордовского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.
ОО «Речевое развитие»:чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо
ОО «Познавательное развитие»: рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности
ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и подвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: занятия по лепке, индивидуальная работа в технике пластилинографии.
Место проведения: групповое помещение МАДОУ.
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Адресность: старший дошкольный возраст.
Материал:
Демонстрационный: кукла в мордовском национальном костюме, аудио запись с музыкой.
Раздаточный:пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, силуэты платьев.
Оборудование: магнитофон, флешка с записями мордовских мелодий.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповаяформа организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический:упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: помощь герою.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях кукла Олдушка.
Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбратадо!
Дети: Шумбрат, Олдушка!
Воспитатель: Ребята, Олдушка одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар. Почему она кажется нам такой нарядной? (Ответы детей) Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег». (Предлагает нескольким детям повторить слово). «Оберег»от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (Ответы детей). Да, узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня, рукават. Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс. Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай, украшался вышивкой, бусинками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгамо.Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панга. Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в вышивке?(Ответы детей)
В вышивке очень много разных оттенков красного цвета с вкраплениями черного, желтого и синего цветов.
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, синий – радость, черный – богатство.
Давным-давно все так одевались, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Олдушка так одета не спроста- оказывается её вместе с подругами пригласила участвовать в открытии Чемпионата мира по футболу. Да вот беда, наша Олдушка нарядная, а вот её подружки без нарядов остались, не успели вышивкой платья свои украсить. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: А украшать мы будем наши платья с помощью пластилинографии. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Платье»
Это платье для Наташки –Четыре поворота вправо-влево
Красные горошки.Четыре прыжка на месте
А на платье два кармашка,«Нарисовать» на животике два кармашка
Спрячем в них ладошки.Приложить ладошки к животику
Воспитатель: Ну а сейчас мы дружно возьмемся за работу.
Дети под мордовскую музыку приступают к украшению платья, воспитатель по мере надобности помогает.
Воспитатель: Давайте покажем свои работы Олдушке. Посмотрите, ей очень понравились ваши работы и теперь подружки Олдушки будут нарядными на празднике. Ребята, а вам понравилось украшать платья? (Ответы детей)
Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?
Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского).
А какие цвета, мы использовали в работе? (Красный, синий, жёлтый, чёрный)
Наша встреча с Олдушкой подходит к концу, ей пора уходить готовиться к празднику. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Вастомазонок!
Литература:
1.Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
2.Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений /Сост. А.И.Исайкина.— Саранск, 1993.
3. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»: образовательная область «Чтение художественной литературы»: пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / [сост. Киркина Е. Н.]. — Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2013. — 215 с.