Мастер - класс для родителей "Азбука семейного счастья"
Цель: формирование добрых отношений в семье.
Задачи:
— создание в семьях доверительных отношений;
— обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
— выработка навыков сотрудничества с ребенком;
— показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста;
— помочь родителям понять своих детей;
— проявлять заботу о психологическом благополучии ребенка.
Оборудование: белые листы, цветные карандаши. Макет сердца, маркеры, ручки, цветные ладошки, сердечки, клей, музыка. Каждому родителю маленькое сердечко-магнит. Свечи для каждого родителя, спички. Песня Б. Окуджавы «Давайте говорить комплименты» в грамзаписи.
Оформление: высказывания и стихи о семье, рисунки детей, высказывания детей, фотографии занятий с детьми.
Ход мастер – класса:
Теоретическая часть.
Притча «Разговор с Богом».
Слайд 2.
За день до своего рождения ребенок получил возможность задать Богу три вопроса. Ребенок задал первый:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я должен делать?
Улыбнувшись, Бог ответил:
— Тебе будет не легко в этом мире, куда ты скоро придешь. Но я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой и все объяснит.
— Но как я пойму ангела, ведь я не знаю его языка, — задал свой второй вопрос ребенок.
Улыбнувшись, Бог ответил:
— Ангел научит тебя своему языку. Более того, он научит тебя всему.
— Как зовут моего ангела? — задал свой последний вопрос ребенок.
У этого ангела много имен, но ты будешь называть его мама.
«Для счастья совсем не много нужно...».
Воспитатель — Ни одна ценность в нашей жизни не заменит малышу семью, любовь, ласку которую он получает. Детский сад является хорошим дополнением к дому, но он никогда не сможет заменить ребенку семью. Сегодня мы с вами обратим внимание на то, что воспитание в любой семье должно начинаться с любви к ребенку, потому что способность сопереживать, умение уступать бескорыстно закладывается в самом раннем детстве. То, что в будущем будет определять качественное поведение человека — доброта, щедрость, открытость души — все это воспитывается и закладывается в семье с самого раннего возраста.
Слайд 3.
Воспитатель - Ребенок растет ласковым и спокойным, если постоянно видит проявление чувства любви, а также терпение, веру в него и заботу. Родители часто задают вопрос: «А как проявлять эту любовь?» Очень важно проявление любви в первые годы жизни. Психологи доказали, что дети, которые получали большое количество физических контактов с мамой в первые два года жизни, а здесь: и кормление грудью, и массаж, и простое поглаживание, и держание ребенка на руках, — получают большой эмоциональный запас на последующую взрослую жизнь.
Воспитатель - Любовь — это доверие и чувство безопасности, чувство уверенности и эмоционального богатства, которое могут подарить только любящие родители. Любовь родителей к ребенку должна проявляться постоянно. Большую ошибку, например, делают родители, когда говорят, что не любят такого замарашку. Ребенок не в состоянии понять, что это распространяется на качество, а не на него, он сразу же применяет эти слова по отношению к себе. Или только ласкали ребенка и тут же за какую — то провинность на него накричали. Эта несуразность в поведении родителей ребенку тоже непонятна. Родители меньше будут вызывать у малыша сомнения в любви, если перестанут раздражаться по поводу и без повода.
Воспитатель - Способ проявления родительской любви к детям, заключается в умении отдавать им все свободное время. Потому что это время участия ребенка в нашей взрослой жизни. Ребенок получает огромное удовольствие, если мама с ним постоянно разговаривает, даже занимаясь своими делами, если она дает малышу тряпку во время уборки, если ребенок присутствует во время приготовления обеда. Такое времяпрепровождения для ребенка гораздо полезнее любой игрушки, от него не отмахнулись, а его равноправно включили в свои взрослые дела. Во время таких дел ребенок получает огромное удовольствие от участия и помощи маме или папе.
Воспитатель - На мировоззрение ребенка становление его как личности, огромное значения влияет семья, дом. И так важно чтобы все взрослые члены семьи всегда поддерживали ребенка в любой ситуации.
Слайд 4.
1.Игра «Будем знакомы».
Воспитатель — Нередко бывает, что родители одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Предлагаю познакомиться, для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
О себе вы расскажите
Соседу руку протяните
И улыбку подарите.
По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держаться за руки.
Воспитатель - Закрытый круг и крепко сцепленные руки, символизируют то, что нас объединяет одна цель — воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни.
Воспитатель - Закройте, пожалуйста, глаза, на минуту улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо»! (в это время звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить комплименты»)
Воспитатель - Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в кабинете стало светлее. Это наверно, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди.
Воспитатель - Уважаемые родители, поделитесь секретами вашего семейного благополучия. Что вы делаете для того чтобы ваш малыш был счастливым? (высказывание родителей).
Воспитатель- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу «ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ». Предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.
«Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь». (Китайская поговорка)
Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.
Слайд 5.
2.Упражнение «Ладошки»(звучит красивая, спокойная музыка)
Воспитатель - Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям — своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.
Воспитатель подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. (Подойти к 3-4 родителям).
Воспитатель - А сейчас поделитесь своими ощущениями те, к кому я подходила. Как изменилось ваше состояние?
Вывод:
Воспитатель - Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Воспитатель - Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Слайд6.
Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арттерапии)(Раздаются белые листы, цветные карандаши).
Воспитатель - В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.
Звучит спокойная музыка, родители работают.
Воспитатель - А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.
Воспитатель - Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.
Упражнения в группах.Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.
Задание для 1 группы.Завершите предложения:
Добрые поступки – это …
Добро — это ...
Добро ассоциируется с ...
Добрый человек похож на ...
Вывод:
Воспитатель - Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.
Задание для 2 группы.
Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека. Составьте ассоциативный ряд.
«Помощники» — это….
«Враги» — это ….
(«Помощники» — щедрость, помощь, благодарность, понимание ...
«Враги» — жадность, зависть, злость, безразличие ...)
Вопросы родителям:
— Какие душевные качества вы цените в людях?
— Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?
«Помощники душевных качеств» — душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.
Вывод:
Воспитатель - В каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение. Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»
Задание для 3 группы.
Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».
— Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
— Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.
Слайд7.
Упражнение «Душа ребенка».
Воспитатель - У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги), напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.
Вывод:
Воспитатель - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?
Заключительная часть.
Воспитатель - В завершение нашего разговора мы выведем
«ФОРМУЛУ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ».
Воспитатель - У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:
«Что я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»
Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу
(нарисовано на ватмане).
Воспитатель - Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.
Слайд 8.
Воспитатель - Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
— Что еще тебе слепить? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
— Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
Слайд 9.
«Вечера в семейном кругу» (зажигается свечка).
Воспитатель - Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой жизни. Однако, почти в каждом из этих дней, есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми или читаем им книжки. Эти моменты возникают неожиданно и подчас также неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребенком, чувство взаимопонимания и доверия. В такие минуты нет места грубому тону, поучениям и раздражению.
Воспитатель - А сейчас я предлагаю вам вспомнить ваши семейные вечера и рассказать, как они у вас проходят.
Высказывания родителей.
Воспитатель - Пусть такие вечера украсят детство ваших детей.
Зажигаем свечи (родители).
Воспитатель - Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, а тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью. А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда.
Раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит.
Воспитатель - Давайте возьмемся за руки. Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.
Рефлексия.
Воспитатель - Давайте мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу. Наберем воздуха и дружно погасим свечи.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!».
Воспитатель - Вот и подходит к концу наша встреча, как вы думаете, что является самым верным принципом хорошего воспитания для всех семей?
Воспитатель — Уважаемые родители! Самый верный принцип хорошего воспитания для всех родителей — это умение контролировать себя, жить в согласии, всегда быть в ровном хорошем настроении, уважительно относиться к тем, кто вас окружает. Ведь все чему учится ребенок с нашей помощью, помогает ему составить представление о нас, перенять наши черты характера и поведения. Успеха вам в таком трудном деле воспитания!
Воспитатель благодарит родителей за участие и дарит «Памятки для хорошего родителя».