Консультация для родителей ​«Воспитание самостоятельности у детей 4 – 5 лет»

«Воспитание самостоятельности у детей 4 – 5 лет»

 Гаврилова Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни,

воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся

выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно

поддержать их в этом. Часто, по разным причинам –из-за отсутствия

времени, неуверенности в силах ребенка –мы стремимся сделать все

за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький

ребенок быть самостоятельным?

Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности.

У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к

негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То

есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок

начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам,

отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже

в том, чтоеще мало умеет. Воспитывать вребёнке самостоятельность – это

сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности ‐ не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно.

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения

детям средней группы:

*Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду;

правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться

полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

*Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

*Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или

обращаться за помощью к взрослому.

*Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

* Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

*Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

* Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

К четырем годам ребенок также может:

— подметать или пылесосить полы;

— вытирать пыль с мебели;

— поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных

материалов (календарь, график);

— менять воду в поилке и кормить домашних животных;

— развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;

— в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;

— застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;

— насыпать в тарелку хлопья для завтрака;

— намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым

ножом или обратной стороной ложки;

— взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;

— перемешивать салат;

— чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);

— собирать ягоды с кустов

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо

создать необходимые условия для проявления самостоятельности.

Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для

хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца,

обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования

навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать

от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым

в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям

необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной

жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть

достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка

очень важна для будущего формирования личности.

Когда ребёнок-школьник уже во втором или третьем классе и при этом не в

состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых

уроки или собрать портфель, это уже проблема. Зачем ребёнку как-то

напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё

сделать за него?

Рассмотрим основные неправильные методы воспитания детей, которые

приводят к развитию у детей несостоятельности:

Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности

у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат

на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним

будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом, родители,

или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую

составляющую, социальную и психологическую составляющую развития

ребёнка. Так, что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо

самостоятельно.

Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют,

ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный

подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии

оценить последствия собственных действий, а значит, в будущем он не

способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без

команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка

развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно

«вылезает боком» в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в

воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.

Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку

приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая

тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка.

Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание

родителей происходит в стиле «кто в лес кто по дрова» и каждый гнёт свою

линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно

говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном

состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет,

так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно.

Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В

приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормитьодеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам

безразличны успехи ребенка в обучении, а завтра ваш ребёнок не хочет

учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об

интересах ребёнка. Конечно, при таком подходе у ребёнка есть определённая

свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но

ровно до тех пор, пока это не мешает родителям. Как только ребёнок

начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители

начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей, безусловно,

есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако

всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом

человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет

ли такой ребёнок счастлив в будущем?..

Вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию

самостоятельности у детей. При таком «воспитании» ребёнку дозволено всё,

а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада.

Конечно, в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным,

ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей

развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их

ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже

говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей

заканчивается словами «дай-подай».

А вот один из главных правильных методов воспитания

самостоятельности – это:

Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье

отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей,

позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье

самостоятельность ребёнка, безусловно, поощряется. Важно уделять ребёнку

достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в

семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей

помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок

воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как

необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на

развитии характера ребёнка.

Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт

похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком

жёстко, будьте мягче, иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду

вообще. Если итог вышел не очень, то не концентрируйте внимание на

результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался, когда

помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании

самостоятельности у ребёнка.

526
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!