Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей 4 – 5 лет»
«Воспитание самостоятельности у детей 4 – 5 лет»
Гаврилова Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад»
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни,
воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся
выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно
поддержать их в этом. Часто, по разным причинам –из-за отсутствия
времени, неуверенности в силах ребенка –мы стремимся сделать все
за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький
ребенок быть самостоятельным?
Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности.
У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к
негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То
есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок
начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам,
отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже
в том, чтоеще мало умеет. Воспитывать вребёнке самостоятельность – это
сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности ‐ не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно.
Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения
детям средней группы:
*Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду;
правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться
полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
*Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
*Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или
обращаться за помощью к взрослому.
*Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
* Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
*Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
* Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
К четырем годам ребенок также может:
— подметать или пылесосить полы;
— вытирать пыль с мебели;
— поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных
материалов (календарь, график);
— менять воду в поилке и кормить домашних животных;
— развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;
— в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
— застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
— насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
— намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым
ножом или обратной стороной ложки;
— взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
— перемешивать салат;
— чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
— собирать ягоды с кустов
Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо
создать необходимые условия для проявления самостоятельности.
Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для
хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца,
обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования
навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать
от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым
в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям
необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной
жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть
достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка
очень важна для будущего формирования личности.
Когда ребёнок-школьник уже во втором или третьем классе и при этом не в
состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых
уроки или собрать портфель, это уже проблема. Зачем ребёнку как-то
напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё
сделать за него?
Рассмотрим основные неправильные методы воспитания детей, которые
приводят к развитию у детей несостоятельности:
Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности
у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат
на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним
будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом, родители,
или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую
составляющую, социальную и психологическую составляющую развития
ребёнка. Так, что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо
самостоятельно.
Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют,
ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный
подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии
оценить последствия собственных действий, а значит, в будущем он не
способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без
команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка
развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно
«вылезает боком» в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в
воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку
приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая
тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка.
Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание
родителей происходит в стиле «кто в лес кто по дрова» и каждый гнёт свою
линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно
говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном
состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет,
так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно.
Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В
приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормитьодеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам
безразличны успехи ребенка в обучении, а завтра ваш ребёнок не хочет
учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об
интересах ребёнка. Конечно, при таком подходе у ребёнка есть определённая
свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но
ровно до тех пор, пока это не мешает родителям. Как только ребёнок
начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители
начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей, безусловно,
есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако
всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом
человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет
ли такой ребёнок счастлив в будущем?..
Вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию
самостоятельности у детей. При таком «воспитании» ребёнку дозволено всё,
а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада.
Конечно, в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным,
ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей
развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их
ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже
говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей
заканчивается словами «дай-подай».
А вот один из главных правильных методов воспитания
самостоятельности – это:
Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье
отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей,
позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье
самостоятельность ребёнка, безусловно, поощряется. Важно уделять ребёнку
достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в
семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей
помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок
воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как
необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на
развитии характера ребёнка.
Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт
похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком
жёстко, будьте мягче, иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду
вообще. Если итог вышел не очень, то не концентрируйте внимание на
результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался, когда
помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании
самостоятельности у ребёнка.