экологическое воспитание дошкольников

В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей.

Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.

Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Следует отметить, что формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. В своей работе при экологическом воспитании дошкольников важно непосредственное природное окружение – уголок природы, участок детского сада, который позволяет организовать систематические наблюдения за растениями и животными, приобщить детей к регулярному труду по уходу за ними. Дети младшего возраста опираясь на наблюдения в уголке природы могут прослеживать единичные связи. При систематической работе старшие дошкольники способны уже понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда условий (например: растению кроме воды, нужны тепло, свет, питательная почва); рыбы в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей воде, без света, корма и т.д.). На прогулке при постоянном наблюдении и общении с животными, имеющимися на территории дошкольного учреждения, выращивание цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это является необходимым условием для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому.

Воспитатель во время наблюдений за растениями показывает, как человек в ряде случаев становится важным фактором жизни живых существ и конкретизирует примеры: растения в группе, деревья на участке пьют воду. Только дерево пьет воду, которая пролилась в виде дождя, а цветы в группе «пьют» воду из лейки, и только человек может полить цветок, т.е. жизнь зависит от трудовых действий людей. На примере деревьев можно показать значение воздействия человека также и в природе в засушливую погоду, человек поливает кустарники, и они получают влагу из его рук. На таком примере видно, как человек, заботясь об окружающей природе, своим трудом дополняет естественные факторы, от которых зависит жизнь растений или животных. А многочисленные эксперименты позволяют утверждать, что в дошкольном возрасте наблюдается процесс образования дифференцированных представлений о живом и неживом. Содержание представлений о живом у большинства детей ограничивается включением в эту категорию животных и человека. Доминирующим в данном случае является признак движения, обеспечивающего перемещение тела в пространстве или изменение его положения, т.е. признак поведения. Именно его отсутствие у растений не позволяет некоторым детям причислить их к числу живых. Поэтому важные признаки живого – способность к обмену веществ (питание), росту, развитию и размножению- занимают второстепенное место как в представлениях о животных, так и в представлениях о растениях. Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и формы, обмен веществ, подвижность, рост, размножение и приспособляемость, т.е. предельно конкретно выражены основные свойства жизни. Большинство этих признаков доступны пониманию дошкольников и при систематическом ознакомлении с природой могут быть понятны ими как специфические признаки живых существ.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога (продуманная организация наблюдений, труда, игры, обучения)- ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.

136
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!