​Конспект НОД «Прошлое и настоящее родного края»

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы в мини-музее на тему: «Прошлое и настоящее родного края»

Разработала: воспитатель Аширова Н. Х.

Пояснительная записка.

Родина, Россия, Мордовия… Эти понятия важны, значимы и глубинны для каждого ребёнка. Чтобы сформировать в представлении дошкольников образ Родины, воспитать любовь и уважение к её святыням, национальным ценностям, созидательному труду, родной природе, недостаточно традиционных методов обучения. Возникает необходимость поиска новых эффективных способов воздействия на ребёнка, учитывая богатые возможности современной образовательной среды в условиях модернизации образования. Данный конспект НОД «Прошлое и настоящее родного края» с использованием ИКТ, является авторской разработкой, классической по структуре и тематической по содержанию, а также частью реализации инновационного проекта «Патриотическое воспитание дошкольников через ценностный аспект культурно-национальных традиций своей Родины». Занятие основано на интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое», «Физическое развитие». Инновационная составляющая – использование информационно – коммуникационных технологий. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Изучение краеведческого материала, знакомство с историку-культурным, географическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой Родине.

Цель:

Расширять круг сведений о национально-региональных особенностях родного мордовского края.

Задачи:

Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска.

Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица.

Побуждать детей к стремлению учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой родной край.

Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам;

уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности

города; бережное отношение к истории родного края.

Материал:

Экран, проектор, презентация «Прошлое и настоящее родного края», диск «Мы мордва», географическая карта; фланелеграф, схема «Спортивные игры»; стенд с фотографиями «Заводы и предприятия РМ»; муляжи продукции и изделий заводов и предприятий РМ; символы России, республики Мордовии, Лямбирского района.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в книгах, изделий мордовских мастеров, материалов и альбомов, слайдов, плакатов, открыток, экскурсии в мини-музей детский сад, по селу Лямбирь. Рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

Ход занятия:

1 часть. Вступительная.

Воспитатель ( В ) – Ребята, вы все знаете, что то место, где вы родились и выросли, называется малой родиной. В какой республике мы с вами живем ?

Дети (Д) — Мы живем в Республике Мордовия.

В – Какие народы живут в Мордовии?

Д Русские, мордва, татары и люди других национальностей живут в Мордовии в согласии друг с другом.

В – Мы много с вами уже знаем о своей республике. Сегодня мы снова пришли в музей, чтобы узнать кое-что новое о Мордовии. Дети, для чего

нужны музеи?

ДВ музеях хранятся предметы старины, посуда, картины и другое.

В – А как называются предметы в музее?

ДПредметы в музее называются экспонатами.

В – В музеях работают люди, профессия которых называется экскурсовод .

Кто они такие?

ДЭкскурсоводы — это люди, которые следят за сохранностью экспонатов,

рассказывают об истории происхождения предметов, о картинах и другое.

В – Сегодня необычное посещение музея, потому что экскурсоводами будете вы.

2 часть. Основная.

Сейчас 1-ый экскурсовод расскажет нам о давних временах, как жили мордва в старину.

1-ый экскурсоводДавным-давно на том месте, где находится город Саранск, была небольшая мордовская деревенька

Слайд 3. «Улица мордовского села», раздел «Города и села, жилища»).

— Ее окружали густые леса, в которых люди охотились и собирали мед диких

пчел

Слайд 4. «Начало20-го века. Улица мокшанского села Анаево», раздел «Города и села, жилища»).

— Мирный труд охотников земледельцев то и дело нарушали набеги кочевых племен. В конце концов, надоело мордовскому народу прятаться в лесах от врага, и решил он объединиться с русским народом. Ведь вместе легче строительством заниматься, и от неприятеля обороняться

Слайд 5. «Вид на старый Саранск».Рисунок А.Коровина, раздел «Города и села, жилища»).

— В старину мордва строила деревянные дома и предпочтение отдавали сосне

Слайд 6. «Мордовская изба», раздел «Города и села, жилища»)

-Почти в каждом хозяйстве имелась баня с печью

Слайд 7. «Субботний день».Картина Г.Стэпан, раздел «Города и села, жилища».

— В настоящее время мордовская изба состоит из нескольких комнат. Деревянные дома чередуются с кирпичными

Слайд 8. «Вид новых кварталов поселка Чамзинка», раздел «Города и села, жилища».

В – Дети, кто из вас скажет, какой город является столицей Мордовии?

ДСтолицей нашей РМ является город Саранск.

В – О том, каким стал город Саранск, расскажет 2-ой экскурсовод.

2-ой экскурсовод В 1930 году город Саранск стал столицей Мордовии Слайд 9. «Панорама жилого района Светотехника на северо-западе Саранска», раздел «Города и села, жилища».

Для гостей нашей республики открыты двери музеев.

Слайд 10. «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им.И.Д.Воронина», раздел «Города и села, жилища») .

— и театров…

Слайд 11. «Мордовский национальный драматический театр», «Государственный русский драматический театр РМ им. И.М.Яушева»),

парков и памятников..

Слайд 12. «Памятник А.С.Пушкину, Дом Республики, памятник «Семья»на сборной площади, памятник «Павшим воинам, погибшим в ВОВ 1941-1945гг», памятник «Дружба народов», раздел «Города и села, жилища» ,

много спортивных сооружений…

Слайд 13. «Ледовый дворец», «Спортивный комплекс «Мордовия»; раздел «Города и села, жилища».

С каждым годом Саранск становится краше. Здесь воздвигли Кафедральный собор

Слайд14. «Кафедральный собор святого праведного воина Ф.Ушакова,

памятник Ушакову

Слайд 15.«Памятник адмиралу Ф.Ф.Ушакову»; раздел «Города и села, жилища».

В – Мордва считалась всегда крепкой и сильной нацией. Но не только здоровым надо родиться. Чем еще необходимо заниматься, чтобы быть выносливым?

ДУкреплять свое здоровье, делать зарядку и другое.

В – Про Мордовию спортивную расскажет 3-ий экскурсовод.

3-ий экскурсовод Жизнь мордвы была неразрывно связана с трудом.

Охота, рыболовство, земледелие, разведение скота – все требовало от человека ловкости, быстроты, внимательности, меткости.

Борьба, конные скачки, катание на лыжах, поднятие тяжестей ,(у схемы)

стрельба из лука, метание копья, военно-спортивные игры, хороводы со стародавних времен были непременной частью обрядов посвящения подростков.

Среди мордвы вышло немало выдающихся спортсменов, чемпионов мира и олимпийских игр.

Слайд 16. «Спортсмены с Н.И.Меркушкиным», раздел «Удалой народ).

Первой в истории мордовского спорта стала Ирина Станкина – чемпионка мира по спортивной ходьбе.

Слайд 17. «Ирина Станкина»; раздел «Удалой народ».

Сегодня мордовские ходоки признаны самыми лучшими.

Слайды «О.Каниськина», «В.Борчин», «Д.Нижегородов»; раздел «Удалой народ».

Выступления О. Каниськиной, В.Борчина, Д. Нижегородова на Олимпийских играх в Пекине превзошло все ожидания.

— Имеет мордовские корни и чемпион мира по боксу О.Маскаев.

Слайд18. «О.Маскаев»; раздел «Удалой народ.

-Самый известный российский гимнаст А. Немов родился в поселке

Барашево в мокшанской семье.

Слайд 19. «А.Немов»; раздел «Удалой народ».

В – Мордовия – спортивная республика. Взрослые и дети занимаются спортом. Для них есть не мало спортивных сооружений, стадионов. У нас

много хороших сильных спортсменов, впереди нас не раз еще будет ждать олимпийское золото. А для этого всем нам надо усиленно заниматься, преодолевать лень, делать каждый день зарядку.

Я предлагаю поиграть в мордовскую народную игру.

Физкультурная минутка: мордовская народная игра «В горшочки »

«Чакшкинесэ» -эрз., «Сяканяса»-мокш.»

Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, присев на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Мисак чакшат? Продашь свой горшок?

Миса Продам.

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся становится водящим.

Игра начинается сначала.

Правила игры: нельзя мешать бегающему вокруг играющих. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.

В – Теперь мы пройдем к географической карте. Дети, а для чего нужны географические карты?

Д Географические карты дают представления о материках, морях и океанах. По ним мы знакомимся с расположением городов и сел, рек и озер, лесов и др.

В – Сейчас о природе нашего родного края расскажет 4-ый экскурсовод.

4-ый экскурсовод у географической карты.

— Природа Мордовии разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса, поля и реки, озера, низины и холмы. Но так было не всегда. Давным-давно на этом месте было море. Его берега окружали густые леса из папоротников, в которых обитали огромные насекомые и скорпионы.

Слайд 20. «Леса Мордовии»; раздел «Природа Мордовии».

Там, где в настоящее время протекает самая крупная река Мокша, раньше росли непроходимые леса.

Слайд 21. «Река Мокша»; раздел «Природа Мордовии».

А вторая по величине река Сура, когда-то была судоходной, то есть по ней ходили торговые суда, и велась бойкая торговля.

Слайд 22. «Река Сура»; раздел «Природа Мордовии».

В поймах рек часто встречаются озера. Самое большое – Инерка, в переводе с мордовского языка это обозначает «Великое озеро».

Слайд 23. «Самое большое озеро Мордовии — Инерка»; раздел «Природа Мордовии».

С древних времен человек предпочитал селиться близ озер. Ведь они служили ему источником пищи и связывали отдельные общины друг с другом.

Слайд 24. «Вид на округу близ Кемли (Ичалковский район Мордовии»; раздел «Природа Мордовии».

В Республике Мордовия есть заповедник.

Слайд 25. «Мордовский государственный заповедник им П.Г.Смирдовича»; раздел «Природа Мордовии».

— и национальные парки, в которых можно увидеть животных и растения, занесенные в Красную книгу. В заповедниках запрещается стрелять, рубить деревья, рвать цветы, жечь костры. Чтобы сохранить родную природу, мы должны к ней относиться так, как в заповеднике, бережно.

Слайд 26. «Национальный парк Смольный»; раздел «Природа Мордовии.

Воспитатель предлагает подойти детям к стенду с фотографиями, на которых изображены заводы и предприятия Республики Мордовии.

В — Современный Саранск стал городом промышленным. Здесь работают десятки крупных заводов, снабжая своей продукцией жителей не только нашей республики, но и других регионов России. «Резинотехника», «Биохимик», «Кабельный», «Эксковаторный», «Автосамосвальный», «Кондитерская фабрика» и другие. Даже по названиям можно догадаться, какую продукцию на этих заводах выпускают.

Д.и. «Подбери правильно».

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать муляж продукта или изделия и называть, какой завод выпускает данную продукцию, и относит к стенду данного завода.

В – На этом наша экскурсия по знакомству с историей Мордовии заканчивается. Я благодарю наших экскурсоводов и предлагаю поиграть в игру.

Д.и. «Выбери правильно».

На столе сидят куклы в национальных костюмах; лежат символы России, Республики Мордовия, Лямбирского района; элементы национальных узоров.

Детям предлагается выбрать мордовский герб, флаг, куклу в мордовском костюме и элемент мордовского узора.

Итог.

В. — Ребята, сегодня мы на занятии познакомились с национальной культурой мордовского народа, познакомились с именами земляков, внесших вклад в развитие культуры, искусства, спорта республики, историко-географическим прошлым мордовского края; вспомнили некоторые отрасли промышленности. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, тоже внесете определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования, искусства, спорта. А мы, ваши воспитатели, будем гордиться вашими достижениями.

Список литературы

1.«Здравствуй, Мордовия !»: рассказы о родном крае для маленьких читателей; авт. Н. М.Арсентьев, Т.С. Багрова,

К.И. Шапкарин.- Саранск: типография «Красный Октябрь»,2005 г.;

2. «Мордовия» Бизнес-каталог–Саранск: типография «Красный Октябрь»,2005 г.

3. «Мы-мордва!» версия 3; С Д — диск для детей младшего школьного возраста.-Саранск,2010г.

4. «Мордва»: Историко-культурные очерки.- Саранск,1995г

5. «Саранск-столица Мордовии»: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; авт.: Т.С. Баргова, Е.С.Руськина.-Саранск ,2007г.

6. «Мордовский народ: что нас волнует ?» -Саранск,1991г

214
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!