Конспект НОД «Прошлое и настоящее родного края»
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы в мини-музее на тему: «Прошлое и настоящее родного края»
Разработала: воспитатель Аширова Н. Х.
Пояснительная записка.
Родина, Россия, Мордовия… Эти понятия важны, значимы и глубинны для каждого ребёнка. Чтобы сформировать в представлении дошкольников образ Родины, воспитать любовь и уважение к её святыням, национальным ценностям, созидательному труду, родной природе, недостаточно традиционных методов обучения. Возникает необходимость поиска новых эффективных способов воздействия на ребёнка, учитывая богатые возможности современной образовательной среды в условиях модернизации образования. Данный конспект НОД «Прошлое и настоящее родного края» с использованием ИКТ, является авторской разработкой, классической по структуре и тематической по содержанию, а также частью реализации инновационного проекта «Патриотическое воспитание дошкольников через ценностный аспект культурно-национальных традиций своей Родины». Занятие основано на интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое», «Физическое развитие». Инновационная составляющая – использование информационно – коммуникационных технологий. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
Изучение краеведческого материала, знакомство с историку-культурным, географическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой Родине.
Цель:
Расширять круг сведений о национально-региональных особенностях родного мордовского края.
Задачи:
Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска.
Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица.
Побуждать детей к стремлению учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой родной край.
Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам;
уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности
города; бережное отношение к истории родного края.
Материал:
Экран, проектор, презентация «Прошлое и настоящее родного края», диск «Мы мордва», географическая карта; фланелеграф, схема «Спортивные игры»; стенд с фотографиями «Заводы и предприятия РМ»; муляжи продукции и изделий заводов и предприятий РМ; символы России, республики Мордовии, Лямбирского района.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций в книгах, изделий мордовских мастеров, материалов и альбомов, слайдов, плакатов, открыток, экскурсии в мини-музей детский сад, по селу Лямбирь. Рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
Воспитатель ( В ) – Ребята, вы все знаете, что то место, где вы родились и выросли, называется малой родиной. В какой республике мы с вами живем ?
Дети (Д) — Мы живем в Республике Мордовия.
В – Какие народы живут в Мордовии?
Д – Русские, мордва, татары и люди других национальностей живут в Мордовии в согласии друг с другом.
В – Мы много с вами уже знаем о своей республике. Сегодня мы снова пришли в музей, чтобы узнать кое-что новое о Мордовии. Дети, для чего
нужны музеи?
Д – В музеях хранятся предметы старины, посуда, картины и другое.
В – А как называются предметы в музее?
Д – Предметы в музее называются экспонатами.
В – В музеях работают люди, профессия которых называется экскурсовод .
Кто они такие?
Д – Экскурсоводы — это люди, которые следят за сохранностью экспонатов,
рассказывают об истории происхождения предметов, о картинах и другое.
В – Сегодня необычное посещение музея, потому что экскурсоводами будете вы.
2 часть. Основная.
Сейчас 1-ый экскурсовод расскажет нам о давних временах, как жили мордва в старину.
1-ый экскурсовод – Давным-давно на том месте, где находится город Саранск, была небольшая мордовская деревенька
Слайд 3. «Улица мордовского села», раздел «Города и села, жилища»).
— Ее окружали густые леса, в которых люди охотились и собирали мед диких
пчел
Слайд 4. «Начало20-го века. Улица мокшанского села Анаево», раздел «Города и села, жилища»).
— Мирный труд охотников земледельцев то и дело нарушали набеги кочевых племен. В конце концов, надоело мордовскому народу прятаться в лесах от врага, и решил он объединиться с русским народом. Ведь вместе легче строительством заниматься, и от неприятеля обороняться
Слайд 5. «Вид на старый Саранск».Рисунок А.Коровина, раздел «Города и села, жилища»).
— В старину мордва строила деревянные дома и предпочтение отдавали сосне
Слайд 6. «Мордовская изба», раздел «Города и села, жилища»)
-Почти в каждом хозяйстве имелась баня с печью
Слайд 7. «Субботний день».Картина Г.Стэпан, раздел «Города и села, жилища».
— В настоящее время мордовская изба состоит из нескольких комнат. Деревянные дома чередуются с кирпичными
Слайд 8. «Вид новых кварталов поселка Чамзинка», раздел «Города и села, жилища».
В – Дети, кто из вас скажет, какой город является столицей Мордовии?
Д – Столицей нашей РМ является город Саранск.
В – О том, каким стал город Саранск, расскажет 2-ой экскурсовод.
2-ой экскурсовод – В 1930 году город Саранск стал столицей Мордовии Слайд 9. «Панорама жилого района Светотехника на северо-западе Саранска», раздел «Города и села, жилища».
— Для гостей нашей республики открыты двери музеев.
Слайд 10. «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им.И.Д.Воронина», раздел «Города и села, жилища») .
— и театров…
Слайд 11. «Мордовский национальный драматический театр», «Государственный русский драматический театр РМ им. И.М.Яушева»),
— парков и памятников..
Слайд 12. «Памятник А.С.Пушкину, Дом Республики, памятник «Семья»на сборной площади, памятник «Павшим воинам, погибшим в ВОВ 1941-1945гг», памятник «Дружба народов», раздел «Города и села, жилища» ,
— много спортивных сооружений…
Слайд 13. «Ледовый дворец», «Спортивный комплекс «Мордовия»; раздел «Города и села, жилища».
— С каждым годом Саранск становится краше. Здесь воздвигли Кафедральный собор
Слайд14. «Кафедральный собор святого праведного воина Ф.Ушакова,
— памятник Ушакову …
Слайд 15.«Памятник адмиралу Ф.Ф.Ушакову»; раздел «Города и села, жилища».
В – Мордва считалась всегда крепкой и сильной нацией. Но не только здоровым надо родиться. Чем еще необходимо заниматься, чтобы быть выносливым?
Д – Укреплять свое здоровье, делать зарядку и другое.
В – Про Мордовию спортивную расскажет 3-ий экскурсовод.
3-ий экскурсовод – Жизнь мордвы была неразрывно связана с трудом.
Охота, рыболовство, земледелие, разведение скота – все требовало от человека ловкости, быстроты, внимательности, меткости.
Борьба, конные скачки, катание на лыжах, поднятие тяжестей ,(у схемы)
стрельба из лука, метание копья, военно-спортивные игры, хороводы со стародавних времен были непременной частью обрядов посвящения подростков.
Среди мордвы вышло немало выдающихся спортсменов, чемпионов мира и олимпийских игр.
Слайд 16. «Спортсмены с Н.И.Меркушкиным», раздел «Удалой народ).
— Первой в истории мордовского спорта стала Ирина Станкина – чемпионка мира по спортивной ходьбе.
Слайд 17. «Ирина Станкина»; раздел «Удалой народ».
— Сегодня мордовские ходоки признаны самыми лучшими.
Слайды «О.Каниськина», «В.Борчин», «Д.Нижегородов»; раздел «Удалой народ».
— Выступления О. Каниськиной, В.Борчина, Д. Нижегородова на Олимпийских играх в Пекине превзошло все ожидания.
— Имеет мордовские корни и чемпион мира по боксу О.Маскаев.
Слайд18. «О.Маскаев»; раздел «Удалой народ.
-Самый известный российский гимнаст А. Немов родился в поселке
Барашево в мокшанской семье.
Слайд 19. «А.Немов»; раздел «Удалой народ».
В – Мордовия – спортивная республика. Взрослые и дети занимаются спортом. Для них есть не мало спортивных сооружений, стадионов. У нас
много хороших сильных спортсменов, впереди нас не раз еще будет ждать олимпийское золото. А для этого всем нам надо усиленно заниматься, преодолевать лень, делать каждый день зарядку.
Я предлагаю поиграть в мордовскую народную игру.
Физкультурная минутка: мордовская народная игра «В горшочки »
«Чакшкинесэ» -эрз., «Сяканяса»-мокш.»
Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, присев на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Мисак чакшат? Продашь свой горшок?
Миса Продам.
После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся становится водящим.
Игра начинается сначала.
Правила игры: нельзя мешать бегающему вокруг играющих. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.
В – Теперь мы пройдем к географической карте. Дети, а для чего нужны географические карты?
Д – Географические карты дают представления о материках, морях и океанах. По ним мы знакомимся с расположением городов и сел, рек и озер, лесов и др.
В – Сейчас о природе нашего родного края расскажет 4-ый экскурсовод.
4-ый экскурсовод у географической карты.
–
— Природа Мордовии разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса, поля и реки, озера, низины и холмы. Но так было не всегда. Давным-давно на этом месте было море. Его берега окружали густые леса из папоротников, в которых обитали огромные насекомые и скорпионы.
Слайд 20. «Леса Мордовии»; раздел «Природа Мордовии».
— Там, где в настоящее время протекает самая крупная река Мокша, раньше росли непроходимые леса.
Слайд 21. «Река Мокша»; раздел «Природа Мордовии».
— А вторая по величине река Сура, когда-то была судоходной, то есть по ней ходили торговые суда, и велась бойкая торговля.
Слайд 22. «Река Сура»; раздел «Природа Мордовии».
— В поймах рек часто встречаются озера. Самое большое – Инерка, в переводе с мордовского языка это обозначает «Великое озеро».
Слайд 23. «Самое большое озеро Мордовии — Инерка»; раздел «Природа Мордовии».
— С древних времен человек предпочитал селиться близ озер. Ведь они служили ему источником пищи и связывали отдельные общины друг с другом.
Слайд 24. «Вид на округу близ Кемли (Ичалковский район Мордовии»; раздел «Природа Мордовии».
— В Республике Мордовия есть заповедник.
Слайд 25. «Мордовский государственный заповедник им П.Г.Смирдовича»; раздел «Природа Мордовии».
— и национальные парки, в которых можно увидеть животных и растения, занесенные в Красную книгу. В заповедниках запрещается стрелять, рубить деревья, рвать цветы, жечь костры. Чтобы сохранить родную природу, мы должны к ней относиться так, как в заповеднике, бережно.
Слайд 26. «Национальный парк Смольный»; раздел «Природа Мордовии.
Воспитатель предлагает подойти детям к стенду с фотографиями, на которых изображены заводы и предприятия Республики Мордовии.
В — Современный Саранск стал городом промышленным. Здесь работают десятки крупных заводов, снабжая своей продукцией жителей не только нашей республики, но и других регионов России. «Резинотехника», «Биохимик», «Кабельный», «Эксковаторный», «Автосамосвальный», «Кондитерская фабрика» и другие. Даже по названиям можно догадаться, какую продукцию на этих заводах выпускают.
Д.и. «Подбери правильно».
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать муляж продукта или изделия и называть, какой завод выпускает данную продукцию, и относит к стенду данного завода.
В – На этом наша экскурсия по знакомству с историей Мордовии заканчивается. Я благодарю наших экскурсоводов и предлагаю поиграть в игру.
Д.и. «Выбери правильно».
На столе сидят куклы в национальных костюмах; лежат символы России, Республики Мордовия, Лямбирского района; элементы национальных узоров.
Детям предлагается выбрать мордовский герб, флаг, куклу в мордовском костюме и элемент мордовского узора.
Итог.
В. — Ребята, сегодня мы на занятии познакомились с национальной культурой мордовского народа, познакомились с именами земляков, внесших вклад в развитие культуры, искусства, спорта республики, историко-географическим прошлым мордовского края; вспомнили некоторые отрасли промышленности. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, тоже внесете определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования, искусства, спорта. А мы, ваши воспитатели, будем гордиться вашими достижениями.
Список литературы
1.«Здравствуй, Мордовия !»: рассказы о родном крае для маленьких читателей; авт. Н. М.Арсентьев, Т.С. Багрова,
К.И. Шапкарин.- Саранск: типография «Красный Октябрь»,2005 г.;
2. «Мордовия» Бизнес-каталог–Саранск: типография «Красный Октябрь»,2005 г.
3. «Мы-мордва!» версия 3; С Д — диск для детей младшего школьного возраста.-Саранск,2010г.
4. «Мордва»: Историко-культурные очерки.- Саранск,1995г
5. «Саранск-столица Мордовии»: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; авт.: Т.С. Баргова, Е.С.Руськина.-Саранск ,2007г.
6. «Мордовский народ: что нас волнует ?» -Саранск,1991г