«Актуальные педагогические подходы к познавательному развитию дошкольников – педагогические условия»
Одним из актуальных педагогических подходов к познавательному развитию дошкольников, являются педагогические условия.
Процесс познания — это творческий процесс и задача воспитателя поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.
Предметно — развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, т.к. его деятельность зависит от того, как устроена предметно — пространственная организация его жизни, из каких игрушек и предметов она состоит, каков их развивающий потенциал.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Необходимо создать такой климатический климат, при котором каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы.
Немаловажное влияние на рост познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность предметов, которые он может время от времени использовать: «доходить до сути», экспериментировать с ними, смотреть на них, манипулировать ими, делать о них маленькие открытия, приводить их в движение и т.п.
Уважения к интересам и потребностям ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению, к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого нужно соблюдать следующие условия:
разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
предоставление свободы исследования для каждого ребенка;
предоставление возможности каждому ребенку свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
определение максимального уровня размещение игрового, дидактического материала.
Позиция взрослого заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания.
Не менее важным является, среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно — пространственная среда в детском саду должна предоставлять возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности.
Деятельность специфична для каждого периода развития ребенка. Для малыша первого года жизни — это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка — игра и использование общих способов стимулирования творческой активности:
обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными и новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможности для практической деятельности;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям активно задавать вопросы.
Принцип учета возрастных особенностей детей подразумевает выявление отличительных признаков в организации предметно-развивающей среды.
Для детей пятого года жизни существенна потребность в игре со сверстниками, особенно уединение, создание своего мира игры в укромных уголках. Поэтому дети дошкольного возраста с удовольствием используют созданные места уединения, рассчитанные на 2-3 детей.
Среда развития должна служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии взрослого и детей. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность и быть личностью среди других в группе.
Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важные качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника — в игре.
Игра — это путь к познанию. Возросшая активность ребенка проявляется в самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, строить и т.п. Расширяется ориентировка в окружающем, возникает способность отразить в игре более широкий круг явлений. Ребенок может действовать в плане образа, ему доступно выполнение заданий по представлению. Детям легче выделять в предметах существенные признаки: возрастает их способность к обобщению и сравнению. Построить окружающее пространство нужно так, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность и быть личностью среди других в группе.
Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.
Задания с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребенка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ним задачи. Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы, ребенок не задумывается над техникой их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребенок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и графическому изображению.
Организуя наблюдение за окружающим, знакомя с предметами и явлениями, обучая различным действиям, воспитатель расширяет и углубляет знания ребенка. У него формируется активное сознательное отношение к миру, целенаправленно развиваются познавательные интересы, мышление, речь. Ребенок учится обобщать, сравнивать, устанавливать связь, наблюдаемую с предшествующими впечатлениями. У ребенка постепенно расширяется его ориентировка в окружающем.
Для успешного развития ребенка значение имеет приобретение достаточных сведений об окружающем. Многие знания о предметах дети получают практически и в быту. Однако без конкретизации и уточнения на занятиях они останутся неполными, тем более что предметы домашнего обихода быстро становятся для детей привычными, теряя элемент новизны. На занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем богаче и содержательнее впечатления повседневной жизни ребенка, тем больше познавательных возможностей имеющихся для проведения занятий.
Для ребенка большое значение имеет овладение способами действий с предметами и игрушками. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов:
- — показ одной игрушки с целью ознакомления с ее особенностями;
- — сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними;
- — выбор одной игрушки среди нескольких;
- — показ нескольких игрушек («Чудесный мешочек»).
Занятия необходимо проводить так, чтобы дети имели возможность не просто рассматривать или держать игрушку, но и действовать с ней. Занятия с игрушками нужно строить из двух частей. В первой части во время показа предмета, выполнения действий с ним и произнесение различных слов воспитатель целенаправленно активизирует речь ребенка. Во второй части занятия детям раздают игрушки и предоставляют возможность самостоятельно действовать с ними, произносить слова, которые давались в первой части занятия.
Необходимым условием умственного развития ребенка является тесная взаимосвязь процессов развития речи и познания окружающего. Ознакомление с окружающим способствует развитию содержательной стороны речи ребенка.
В качестве наглядных средств на занятиях фигурируют предметы домашнего обихода, игрушки, картинки, книги. Все занятия отражают разную степень отвлеченности мышления
Ведущим видом деятельности ребенка становится ролевая игра. Дети используют в игре предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка). В процессе различных видов деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой) формируется обобщенное понимание названий предметов, относящихся к одной группе.
Любая информация для ребенка должна быть в доступной форме. Дети свободно ориентируются среди окружающих предметов и получают более точные представления об их качествах и взаимодействиях. Они познают такие свойства, как (твердый — мягкий), расположение предметов в пространстве, их количество, особенности движения и динамические свойства. Ребенок проявляет целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах. У него увеличивается число высказываний, в которых он хочет уточнить цель, причину и следствие заинтересовавшей его ситуации. Общение со взрослыми носитпознавательный характер.Дети проявляют особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить их интерес и любопытство. С познанием окружающего мира у ребенка разнообразнее и содержательнее становятся интересы, потребности и эмоциональные переживания.
Ребенка увлекает изменчивость ситуаций. Играя, в действиях ребенка обнаруживаются элементы экспериментирования. Экспериментирование стимулирует интеллектуальность и любознательность ребенка. Ребенка удивляет то, что предметы по-разному проявляют свои свойства.
Элементы экспериментирования проявляются у ребенка и в других видах деятельности. Например, во время рисования он обнаруживает возникновение новых цветов при смешивании различных красок. В лепке его удивляет свойство глины быть мягкой, а затем затвердевать. На огороде, в саду его увлекают растения, созревающие овощи и фрукты.
Дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
Таким образом, правильно организованные педагогические условия способствуют правильному развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста. И это является проблемой, так как не во всех садах есть полностью организованные условия.