ООД по речевому развитию в старшей группе«Звуковая культура речи:дифференциация звуков л — р»

Название ООД -«Звуковая культура речи: дифференциация звуков л — р»

Направление: речевое развитие

Программное содержание:

-упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи;

-учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Интегрируемые образовательные области:

— «Речевое развитие»;

— «Физическое развитие».

Демонстрационный материал: кубики, мяч, цветок.

Раздаточный материал: колокольчики, лепестки цветка.

Форма проведения: совместная деятельность.

Методические приемы: демонстрация иллюстраций, показ, пояснения, указания.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами научимся различать звукил — р в словах.

Из всех звуков звук р — самый трудный и коварный. Он не получается у многих

детей, в том числе и у многих ребят нашей группы.

Методика проведения

Поэтому наша общая задача — помочь товарищам, покорить этот звук. Чаще всего вместо р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, — терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, — сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“. Сегодня мы будем учиться различать звуки р и л и правильно выговаривать их. Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук л, попробуйте позвонить в колокольчик».

Воспитатель. Ландыш.

(Воспитатель раздает детям колокольчики)

Воспитатель. Лупа.

Дети. (Звонят в колокольчик).

Воспитатель.Берёза.

Дети. (Звонят в колокольчик).

Воспитатель. Львенок.

Дети. (Звонят в колокольчик).

Воспитатель. Зебра.

Дети. (Движение кистью руки от себя).

Воспитатель. Муравьи.

Дети. (Движение кистью руки от себя).

Воспитатель. Рак.

Дети. (Движение кистью руки от себя).

Воспитатель. Лак.

Дети. (Звонят в колокольчик).

Воспитатель. Молодцы ребята.А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

98

(Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки и предлагает детям назвать слова со звуком р,которые встречаются в загадке).

Воспитатель. Молодцы ребята. А сейчас придумайте слова, которые начинаются на

звук л.

Дети. (Называют слова).

Воспитатель. Молодцы ребята. А сейчас придумайте слова, которые начинаются на

звук р.

Дети. (Называют слова).

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише…(Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Игра «Составь слово» (с мячом).

Воспитатель. Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.

Воспитатель. Зо

Дети. Ла.

Воспитатель. Но

Дети. Ра

Воспитатель. Го

Дети. Ра.

Воспитатель.Иг

Дети. Ра

Воспитатель.Шко

Дети. Ла.

Воспитатель.Пи

Дети. Ла.

Воспитатель.Си

Дети. Ла.

Воспитатель.Ю

Дети. Ла.

Воспитатель.Жа

Дети. Ра.

Воспитатель. Аку

Дети. Ла.

Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель. Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. Слушайте внимательно.

Я сегодня утром рано умывался из-под.

Дети. (Крана) .

Воспитатель. Часто к озеру напиться

Ходит рыжая

Дети. … (Лисица).

Воспитатель. Верещунья, белобока,

А зовут её …

Дети. (Сорока).

Воспитатель. Из скорлупки без пелёнок

Вылез желтенький

Дети. (Цыпленок).

Воспитатель. В середине человечка

День и ночь стучит …

Дети. (Сердечко).

Воспитатель. Рисовал художник ламу и картину вставил в

Дети. (Раму).

Воспитатель. Получилась, чтоб причёска,

Честно трудится …

Дети. (Расчёска)

Воспитатель. Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

Игра «Цветок» (на ковре).

Воспитатель. Ребята, пока мы играли, подул ветер и рассыпал наши ромашки.

Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р].

(Воспитатель раздает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «цветок». Воспитатель. Что у тебя нарисовано на картинке?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какой звук есть в названии?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему ты положил сюда этот лепесток?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы ребята, а сейчас послушайте внимательно скороговорку.

Тигры время коротали,

вместе с громом рокотали.

Воспитатель. А теперь давайте повторим все вместе.

(Дети повторяют за воспитателем, можно попросить повторить 2-3 детей).

Воспитатель. Какой звук встречается в этой скороговорке?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. Что вы сегодня узнали?

Дети. — узнали, как правильно произносить эти звуки, отгадывали загадки со звуками,

играли в игры со звуками.

Воспитатель. С какими звуками мы работали?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что вам понравилось на занятии?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что было трудно?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. На этом наше занятие закончилось.

377
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!