Проект "Музыкальные секреты для маленьких слушателей"

Тип статьи:
Авторская

Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕКРЕТЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ» в рамках социального партнёрства детского сада и музыкальной школы

Выполнила: Уланова Виктория Викторовна, музыкальный руководитель СП «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Актуальность проекта:

В настоящее время, в рамках модернизации дошкольного образования, большое внимание уделяется аспекту духовно-нравственного воспитания личности, возрастают требования к дошкольному образованию. В ФГОС отражены основные принципы ДОО: формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств ребёнка, инициативности, самостоятельности, ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Деятельность ДОО направлена на всестороннее развитие ребёнка, в том числе на развитие музыкальных способностей, а учитель музыкальной школы стремится научить ребенка уже специальному качественному исполнительству в той или иной области. Следовательно, в основе решения и тех, и других задач предполагается наличие познавательного интереса самих детей к музыке, музыкальным инструментам, исполнительскому искусству.

Дети дошкольного возраста редко посещают филармонии и концертные площадки, где звучит (другая – не детская) симфоническая музыка. Их кругозор ограничен рамками популярной, детской, рекламной музыки.

На музыкальных занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гетте, расходятся пути по всем направлениям. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и общекультурном развитии.

Проект «Музыкальные секреты для маленьких слушателей» в рамках социального партнёрства детского сада и музыкальной школы должен содействовать развитию художественно–эстетического образования детей, привлечению их к занятиям в системе дополнительного образования, творческому развитию личности ребенка, расширению музыкального кругозора, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира.

Члены творческой группы:музыкальный руководитель, воспитатели, педагоги ДШИ.

Целевая группа (благополучатели):дети старшего дошкольного возраста, учащиеся ДШИ, родители воспитанников.

Цель проекта:

Расширение взаимодействия ДОО с ДШИ и создание благоприятных условий для успешной социализации воспитанников, развития эстетического отношения к музыке, к искусству в целом и через него ко всему окружающему в процессе взаимодействия ДОО и Детской школы искусств.

Задачи:

  • Подготовить информационное пространство, заключить договор о сотрудничестве;
  • Определить направления работы, составить и утвердить план совместной работы;
  • Установить творческое сотрудничество между участниками проекта;
  • Организовать мероприятия, способствующие социализации воспитанников посредством приобщения их к миру музыкальной культуры через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах;
  • Стимулировать развитие педагогического творчества и мастерства педагогических работников ДОО и ДШИ, повышая, таким образом, эффективность воспитательно-образовательного процесса;
  • Привлечь членов семей воспитанников ДОУ к совместным мероприятиям;

Основная идея проекта:

Время диктует свои правила и вносит коррективы. В связи с этим, возникла идея «Детской филармонии» в виртуальном формате. Дети, которые каждый день нажимают кнопки компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для воображения, чувств, образного мышления и творческого действования. Музыка – это духовный опыт человечества, и приобщение к нему стало общепризнанной ценностью. Вопрос только в том, как осуществить это приобщение? В процессе взаимодействия детского сада и ДШИ успешно решаются задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников. Детская школа искусств — это особый мир, где ребенок приобщается к большому искусству, обогащает музыкальные впечатления, знакомится с музыкальной культурой, формирует представления о различных жанрах искусства. Благодаря такому сотрудничеству не на словах, а на деле осуществляется преемственность воспитательного процесса.

Новизна:

Широкое использование информационно-коммуникативных технологий становится важной необходимостью современного дошкольного образования. Так почему не задействовать их для обогащения музыкально-слухового опыта детей. Всё, чем занимается с детьми педагог-музыкант, это длинный путь развития восприятия – поёт ли он с ними, танцует, играет ли в музыкальные игры или изучает музыкальные инструменты. ИКТ в этом ракурсе не столько насущнаянеобходимость, сколько осознанный процесс технологизации с целью воспитания устойчивого интереса к музыке, формирования музыкального вкуса. Новизна проекта заключается в том, что внедрение цифровых технологий позволит сформировать потребность ребёнка в музыке, интерес к её восприятию, пониманию её содержания и смысла, позволит педагогу дошкольного образования сделать процесс более интересным, развивать умение самостоятельно планировать свою деятельность по познанию мира.

Этапы и механизм реализации проекта:

Этапы Мероприятия Форма представления результатов
I Подготовительный 1.Оценка условий, необходимых для проведения работы; 2.Подготовка информационного пространства, заключение договора о сотрудничестве; 3.Разработка направлений работы, составление и утверждение плана совместной работы, индивидуальное консультирование педагогов ДОУ;

4. Анкетирование родителей на тему «Роль музыки в воспитании ребёнка». Диагностика детско-родительских отношений.

Постановка проблемы. Заключение договора о сотрудничестве Описание проекта.

План совместных мероприятий с музыкальной школой по годам.

Разработка анкеты.

II Основной 1. Обзорная экскурсия детей в музыкальную школу: знакомство с учебными классами, музыкальными инструментами; 2. Установление творческого сотрудничества между участниками проекта, посредством совместной организованной деятельности;

3. Формирование предметно-развивающей среды для пробуждения творческой активности детей и развития их личностных новообразований;

3. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия.

Видеосюжет. Интервью Беседа-обсуждение полученных впечатлений, обмен мнениями. Интерактивные тематические концерты учащихся и педагогов ДШИ «Музыкальные вернисаж – первый сезон» и т.д.

Дидактический и познавательный материал о музыкальных инструментах.

Картотека загадок об инструментах.

Модели режиссерских игр.

Выставка: «Герои музыкальных пьес»;

Совместное мероприятие «Семейное музицирование».

Мастер-класс и выставка «Шумовые инструменты своими руками».

Информация, посты просветительского характера в группах в соцсетях.

III Заключительный (рефлексивный анализ, трансляция опыта работы) 1. Подведение итогов, анализ и оценка достижений взрослых и детей, а также особенностей уровня взаимодействия ДШИ и детского сада, детско-родительских отношений; 2. Совместное планирование дальнейшей работы, стимулирование наиболее активных участников проекта; 3. Выпуск информационного буклета о результатах работы. Выступление на педсовете. Индивидуальные консультации педагогов ДШИ для родителей воспитанников выпускников детского сада в ДШИ Трансляции опыта работы (публикации).

Условия реализации проекта.

  • 1.Организация взаимодействия с ДШИ;
  • 2.Организация выставочного пространства;
  • 3.Шефская помощь;
  • 4.Проведение досуговых мероприятий учащимися и педагогами ДШИ;
  • 5.Создание рекламно-информационных и презентационных материалов;
  • 6.Формирование методического банка.

Ожидаемые результаты.

Для педагогов:

— повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

— инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

— творческое использование музыки в разных видах детской деятельности.

Для воспитанников:

социализация посредством приобщения к миру музыкальной культуры;

— повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

— появление устойчивого интереса к музыкальной культуре;

— активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности.

Для родителей:

— повышение музыкальной культуры;

— мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

— повышение статуса семейного воспитания.

Ход реализации проекта:

Знакомство со скрипкой.

Дети с интересом задают разные вопросы: «Зачем струны?», «Почему она плачет?» Трудно бывает ответить сразу.

Что такое балалайка? Бывший выпускник детского сада с гордостью знакомит дошкольников с полюбившимся инструментом.

А вот и аккордеон. Дети отметили яркое звучание этого инструмента и внешний вид.

Исполнение на гитаре слушали затаив дыхание.

С большим интересом дети посещали концерты учащихся музыкальной школы, где знакомились со звучанием разных инструментов, историей их возникновения, формой, способами извлечения звука.

А встреча с преподавателем детской музыкальной школы С. Ф. Калякулиной стала для дошкольников настоящим сюрпризом. Светлана Фёдоровна открыла детям дверь в Страну звуков, песен, музыкальных историй. Рассказала о том, что в музыке есть свой порядок: куплет-припев, куплет-припев; исполнила вместе с детьми песню про щенка; поиграла в речевую игру, где присутствовал канон и пригласила всех в музыкальную школу.

В виртуальной «Детской филармонии» проходили «Рождественские концерты». Выступает воспитанница детского сада, посещающая занятия вокалом.

Благодаря работе над проектом, стало очевидным, что во многих семьях улучшились детско-родительские отношения, возник интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, увеличилось количество семей, которые стали посещать с детьми разного вида кружки и секции. Многие семьи за время наших занятий сдружились, и теперь продолжают общаться.

Заключение.

Социальное партнерство ДШИ и ДОУ следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество. Несмотря на виртуальный формат, такое взаимодействие очень ценно, так как прослеживается преемственность в образовательном процессе. Дети, получив эмоциональное наслаждение, эстетическое удовольствие в стенах детского сада, продолжают свое развитие и приобщение к духовному опыту человечества, поступая в музыкальные школы и танцевальные студии.

Отрадно видеть, когда бывшие воспитанники приходят к нам с концертами в качестве артистов и исполнителей.

В дальнейших совместных планах преподавателей ДШИ и педагогов ДОО проводить ряд тематических концертов-лекториев, познавательно-творческих квестов и музыкальных встреч. Выступление учеников школы является важным и нужным стимулом для эмоционально-личностного развития дошкольников. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества образовательного процесса в ДОО.

Литература:

1.Тютюнникова Т.Э. Зазеркалье. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию. — Москва, 2017г.

2.Тютюнникова Т.Э. Доноткино: Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2011. – 80с.

139
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!