Педагогический проект
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы»
Актуальность
Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.
Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.
Кукла – Барби формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены — профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.
Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Цель проекта:: Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи проекта: Задачи:
1.Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2.Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3.Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
4.Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Участники проекта:
дети старшей группы, родители воспитанников.
Вид проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.
– по времени проведения: долгосрочный.
Основные формы организации проекта:
просмотр слайд — фильмов.
мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
организация творческих выставок (совместная деятельность детей и родителей).
ООД воспитателя с детьми (лепка, аппликация, рисование).
Методы и приемы:
Игровая деятельность:
- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
- народные подвижные игры, хороводные игры, кубанские игры;
- сюжетно-ролевая игра «Семья».
Познавательное развитие:
- рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
- занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
- обследование игрушек, составление описательных рассказов.
Конструирование, изодеятельность:
- Рисование «Раскрась матрешку»;
- Лепка «Дымковская игрушка»
- раскрашивание дымковской игрушки;
- изготовление куклы Пеленашки;
- изготовление куколок из ниток;
- создание детьми своих игрушек из разных материалов.
Развитие речи:
- заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
- составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
- беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.
Методическое обеспечение реализации проекта: Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
Детская литература
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
- «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками».Любовь Юкина. АСТ-Пресс 2001 г.
- «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
- Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
- «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
Котова И.Н., Котова А.С.Паритет 2003
Детская литература
А. Толстой «Буратино»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
Реализация образовательных областей
Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: Игровой деятельности: дидактические игры, народные подвижные игры, хороводные игры, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с народными игрушками; занятие «Путешествие в прошлое куклы»; обследование игрушек, составление описательных рассказов.
Конструирование, изодеятельность: Рисование «Раскрась матрешку»;
Лепка «Дымковская игрушка»раскрашивание дымковской игрушки;
изготовление куклы Пеленашки; изготовление куколок из ниток; создание детьми своих игрушек из разных материалов.
Развитие речи: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.
Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда,, соответствующая специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: познавательного, речевого, художественно — эстетического и развития личности детей.
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
срок с 02.02.2022 г. по 30.02.2022 г.
Деятельность педагога:
— определение проблемы, постановка цели и задач;
— составление перспективного плана мероприятий;
— определение методов работы;
— подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
— подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;
— подбор материалов для продуктивной деятельности детей;
— создание и подбор картотек по теме проекта;
-подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
— введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
— формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
определение круга актуальных задач.
IIэтап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 01.03.2022 г. по 30.03.2022 г.
– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
IIIэтап – заключительный (обобщающий),
срок с 16.04.2022 г. по 27.04.2022 г.
— проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
— обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
— обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Ожидаемые результаты
Сформированы духовно-нравственные качества;
Расширены представления традиционных куклах русского народа;
Научить самостоятельно изготавливать традиционные игрушки.
Дорожная карта проекта «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
№ | Содержание | Сроки | Ответственный | |||
Подготовительный этап | ||||||
Работа с детьми | ||||||
1. | Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). | февраль | воспитатель | |||
2. | Введение детей в проблемную ситуацию, проблемные вопросы о народной культуре. | февраль | воспитатель | |||
3. | Показ презентации «Русские народные игрушки.»Обсуждение темы проекта, задач с детьми. | февраль | воспитатель | |||
Работа с участниками проекта | ||||||
1. | Разработка плана мероприятия на 3 месяца. | Февраль | воспитатель | |||
2. | Создание необходимых условий для реализации проекта. | Февраль | воспитатель | |||
3. | Подбор необходимой литературы по данной теме, необходимого оборудования, музыкального сопровождения, иллюстраций; подготовка презентаций по теме проекта. | Февраль | воспитатель | |||
Работа с родителями | ||||||
1. | Анкетирование родителей «Как мы играем с ребенком», «Любимые игрушки». Знакомство родителей с целью и задачами проекта. | февраль | воспитатель | |||
2. | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. | февраль | воспитатель | |||
Практический этап | ||||||
Работа с детьми | ||||||
| Март | воспитатель | ||||
Беседа «Дымковские игрушки»(народное декоративно-прикладное искусство) Рассматривание картин «Дымковские игрушки»Дидактическая игра «Составь узор» народные подвижные игры, хороводные игры, кубанские игры; Рисование «Дымковская игрушка» Лепка «Дымковская лошадка». | Март | воспитатель | ||||
Рассматривание иллюстраций с народными игрушками; занятие «Путешествие в прошлое куклы»; обследование игрушек, составление описательных рассказов. Рисование «Матрешка» | март | воспитатель | ||||
Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке. | март | воспитатель | ||||
Изготовление куклы Пеленашки; Изготовление куколок из ниток; Создание детьми своих игрушек из разных материалов. | февраль | воспитатель | ||||
Работа с участниками проекта | май | |||||
1. | Мастер-класс по изготовление игрушек из ниток, и тряпок. | март | воспитатели | |||
Работа с родителями | октябрь | |||||
1. | Анкетирование «Как мы играем?» | март | воспитатель | |||
2. | Анкетирование «Любимая игрушка» | март | воспитатель | |||
3. | Консультация на тему:«Русская народная игрушка» | апрель | воспитатель | |||
Заключительный этап | ||||||
Работа с детьми | май | |||||
1. | Итоговое интегрированное занятие на тему: «Путешествие в прошлое куклы» | апрель | воспитатель | |||
2. | Диагностика детей | апрель | воспитатель | |||
Работа с участниками проекта | май | |||||
1. | Итоговое мероприятие «Путешествие в прошлое куклы» | апрель | воспитатель |