Педагогический проект

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы»

Актуальность

Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.

Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.

Кукла – Барби формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены — профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.

Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Цель проекта:: Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи проекта: Задачи:

1.Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2.Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3.Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.

4.Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Участники проекта:

дети старшей группы, родители воспитанников.

Вид проекта:

– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.

– по времени проведения: долгосрочный.

Основные формы организации проекта:

просмотр слайд — фильмов.

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

организация творческих выставок (совместная деятельность детей и родителей).

ООД воспитателя с детьми (лепка, аппликация, рисование).

Методы и приемы:

Игровая деятельность:

  • дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
  • народные подвижные игры, хороводные игры, кубанские игры;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие:

  • рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  • занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
  • обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изодеятельность:

  • Рисование «Раскрась матрешку»;
  • Лепка «Дымковская игрушка»
  • раскрашивание дымковской игрушки;
  • изготовление куклы Пеленашки;
  • изготовление куколок из ниток;
  • создание детьми своих игрушек из разных материалов.

Развитие речи:

  • заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
  • составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  • беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

Методическое обеспечение реализации проекта: Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

Детская литература

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru

  • «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками».Любовь Юкина. АСТ-Пресс 2001 г.
  • «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
  • Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
  • «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
    Котова И.Н., Котова А.С.Паритет 2003

Детская литература

А. Толстой «Буратино»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»

Реализация образовательных областей

Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: Игровой деятельности: дидактические игры, народные подвижные игры, хороводные игры, сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с народными игрушками; занятие «Путешествие в прошлое куклы»; обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изодеятельность: Рисование «Раскрась матрешку»;

Лепка «Дымковская игрушка»раскрашивание дымковской игрушки;

изготовление куклы Пеленашки; изготовление куколок из ниток; создание детьми своих игрушек из разных материалов.

Развитие речи: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда,, соответствующая специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: познавательного, речевого, художественно — эстетического и развития личности детей.

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.

Этапы проекта

I этап – подготовительный (разработка проекта),

срок с 02.02.2022 г. по 30.02.2022 г.

Деятельность педагога:

— определение проблемы, постановка цели и задач;

— составление перспективного плана мероприятий;

— определение методов работы;

— подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

— подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;

— подбор материалов для продуктивной деятельности детей;

— создание и подбор картотек по теме проекта;

-подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.

Совместная деятельность:

— введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

— формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

определение круга актуальных задач.

IIэтап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 01.03.2022 г. по 30.03.2022 г.

– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

IIIэтап – заключительный (обобщающий),

срок с 16.04.2022 г. по 27.04.2022 г.

— проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;

— обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;

— обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

Ожидаемые результаты

Сформированы духовно-нравственные качества;

Расширены представления традиционных куклах русского народа;

Научить самостоятельно изготавливать традиционные игрушки.

Дорожная карта проекта «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»

Содержание Сроки Ответственный
Подготовительный этап
Работа с детьми
1. Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). февраль воспитатель
2. Введение детей в проблемную ситуацию, проблемные вопросы о народной культуре. февраль воспитатель
3. Показ презентации «Русские народные игрушки.»Обсуждение темы проекта, задач с детьми. февраль воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Разработка плана мероприятия на 3 месяца. Февраль воспитатель
2. Создание необходимых условий для реализации проекта. Февраль воспитатель
3. Подбор необходимой литературы по данной теме, необходимого оборудования, музыкального сопровождения, иллюстраций; подготовка презентаций по теме проекта. Февраль воспитатель
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей «Как мы играем с ребенком», «Любимые игрушки». Знакомство родителей с целью и задачами проекта. февраль воспитатель
2. Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. февраль воспитатель
Практический этап
Работа с детьми
  • Беседы: «Моя любимая игрушка», «Русские народные игрушки».Дидактическая игра «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.; народные подвижные игры, хороводные игры, кубанские игры;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья».
Март воспитатель
Беседа «Дымковские игрушки»(народное декоративно-прикладное искусство) Рассматривание картин «Дымковские игрушки»Дидактическая игра «Составь узор» народные подвижные игры, хороводные игры, кубанские игры; Рисование «Дымковская игрушка» Лепка «Дымковская лошадка». Март воспитатель
Рассматривание иллюстраций с народными игрушками; занятие «Путешествие в прошлое куклы»; обследование игрушек, составление описательных рассказов. Рисование «Матрешка» март воспитатель
Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке. март воспитатель
Изготовление куклы Пеленашки; Изготовление куколок из ниток; Создание детьми своих игрушек из разных материалов. февраль воспитатель
Работа с участниками проекта май
1. Мастер-класс по изготовление игрушек из ниток, и тряпок. март воспитатели
Работа с родителями октябрь
1. Анкетирование «Как мы играем?» март воспитатель
2. Анкетирование «Любимая игрушка» март воспитатель
3. Консультация на тему:«Русская народная игрушка» апрель воспитатель
Заключительный этап
Работа с детьми май
1. Итоговое интегрированное занятие на тему: «Путешествие в прошлое куклы» апрель воспитатель
2. Диагностика детей апрель воспитатель
Работа с участниками проекта май
1. Итоговое мероприятие «Путешествие в прошлое куклы» апрель воспитатель
131
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!