Проект "Умные игры"
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Некоторые дети отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых.
Классики русской педагогики уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Проблема:
— Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. — Недостаточный уровень развития операций мышления у детей: классификации, анализа, синтеза, абстрогирования, способности к аналогии, системности мышления.
Обоснование проблемы:
Неумение и нежелание детей младшего и среднего дошкольного возраста играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель:
— Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры. — Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Задачи:
1.Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления
Участники проекта:
— Воспитатель; — Дети средней группы — Родители
По срокам реализации: долгосрочный
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
-Подбор и изучение литературы по теме проекта; — Создание каталога игр; — Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.
Основной этап.
Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей санаторной группы, педагогами.
Работа с детьми: подбор игр по разным образовательным областям.
Работа с родителями.
Мероприятия | Обоснование мероприятий |
1.Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям» 2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста» 3. Выставка «Игры, какими я играю дома» 4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка» | 1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет. 2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи 3. Выявить наличие дидактических игр в семье. 4.Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка |
Работа с педагогами.
Мероприятия | Обоснование материалов |
Консультация «Дидактические игры детей дошкольного возраста» 2.Консультация «Игра, как приоритетное средство развития дошкольников» | Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта |
Решение поставленных задач с детьми:
Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Поощрение(за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) — как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
Выставка групповых настольно — дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей»(Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
Организация выставки детских работ(Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам»),выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».
Изготовление родителями в группу развивающих игр.
Ожидаемый результат:
Дети в конце проекта должны чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них;
Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
Развивается способность к воображению;
Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители познакомятся со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители будут заинтересованы темой и получат новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов;
Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повышение компетентности родителей при выборе игр.
Итог консультации– практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Работа с детьми.
Социально-личностное развитие | |
Ребенок и окружающий мир | |
Социализация | Безопасность |
Д\и « Найди ошибку» Д\и « Кто больше вспомнит» Д\и « Чудесный мешочек» Д\и « Узнай и назови» Д\и « Четвертый лишний» Д\и « Игра в слова» Д\и « Воздух, земля, вода» Д\и « Кому что нужно» Д\и « Узнай чей лист» Д\и « Две корзины» Д\и « Кто что любит» Д\и « Где я живу» Д\и « Когда это бывает» Д\и «Да или нет» Д\и « Что было до…» Д\и «Что сначала, что потом» | Д\и «Где что можно делать» Д\и « Путешествие» Д\и «Кто больше вспомнит» Д\и « Будь внимательным» Д\и «Транспорт» Д\и «Угадай, на чем повезешь» Д\и «Правильно-неправильно» Д\и «Пешеходы и транспорт» Д\и «Знай и выполняй правила движения» Д\и «Дорожные знаки» Д\и « Правила поведения» Д\и «Собери светофор» Д\и «Говорящие дорожные знаки» Д\и «Добрые слова» Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями» |
Познавательно-речевое развитие | |
ФЭМП | Развитие речи Ознакомление с худ.литературой |
Д/и « Сложи узор» Д/и « Чем похожи, чем отличаются?» Д/и « Спортсмены строятся» Д/и « Какая фигура следующая?» Д/и « Сравни» Д/и « Найди ошибку» Д/и «Когда это бывает?» Д/и «Когда ты это делаешь?» Д/и «Где что лежит?» Д/и «Найди пару» Д/и «Где какие фигуры?» Д/и «Что изменилось?» Д/и «Сходства-отличия» Д/и «Пройди к домику» Д/и Не ошибись» | Д/и « Назови группу одним словом» Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку» Д/и «Устроим кукле комнату» Д/и « Похвалялись звери» Д/и «Чудесный мешочек» Д/и «Узнай по описанию» Д/и « Чего не стало?» Д/и «Что изменилось?» Д/и«Назови правильно» Д/и «Оденем куклу на прогулку» Д/и «Назови ласково» Д/и «Назови части предметов» Д/и «Олины помощники» Д/и «Необычная песенка» Д/и «Эхо» Д/и «Почтальон принес открытку» |
Художественно-эстетическое развитие | |
Художественное творчество | Музыкальное творчество |
Д/и «На что это похоже» Д/и «Волшебная краска» Д/и «Собери букет» Д/и «Раскрась по образцу» Д/и «Большие-маленькие» Д/и «Дорисуй» Д/и «Чего не хватает?» | Д/и « Музыканты» Д/и «Угадай инструмент» Д/и « Кто быстрее» Д/и «Делай как я» Д/И «Учись танцевать» Д/и «Музыкальные загадки» |
Литература:
1.Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3.Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. — № 9.
4.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн.- М.: Просвещение, 1997.
5.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
6.Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.: Просвещение,1989.
7.Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.