Мини-музей народной куклы как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Использование мини-музея народной куклы как средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Народная тряпичная кукла» в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Поликультурное воспитание, дети дошкольного возраста, мини-музей, народная тряпичная кукла.

Дошкольное детство по праву можно назвать важным этапом в жизни ребёнка и в становлении его личности. Этот период является наиболее благоприятным для развития у детей уважения и интереса к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников является на данный момент очень актуальной. Ведь то, каким будет наше общество в будущем, зависит от того, как мы научим наших детей понимать и ценить многообразие национальных культур и народов нашей страны и всего мира.

Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в большей степени осуществляется при знакомстве с народной культурой и традициями.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания специальных условий для поликультурного воспитания, для приобщения к национальным ценностям своего народа, представителей разных культур, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп. Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к людям других национальностей, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.

На мой взгляд, поликультурное воспитание дошкольников более успешно будет реализовываться при целенаправленном использовании поликультурной среды, которая будет органично вливаться в развивающую предметную среду дошкольного учреждения и конкретной группы.

При организации поликультурного воспитательно-образовательного пространства в своей группе я решила использовать имеющийся мини-музей «Народная кукла».

Цель его создания – это не только наличие экспонатов по определённой теме, но и работа по созданию познавательно-воспитательных проектов, в реализации которых принимали бы участие педагог, дети и их родители.

Почему же именно мини-музей? И почему именно народная кукла?

Сам по себе музей — это своеобразное и эффективное средство познания окружающей действительности, так как он отображает самые разнообразные стороны жизненного пространства. Но в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, зритель. И, к большому сожалению, дети, живущие в селе, не так часто бывают в настоящих музеях.

Мини-музей в детском саду как специально организованное пространство, способствует расширению кругозора детей, их социализации, приобщению к вечным ценностям. При организации мини-музея одной из главных задач является построение диалогического взаимодействия педагога и воспитанников в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.

При выборе темы для создания мини музея в группе я остановилась на народных куклах. Так как ведущим видом деятельности для дошкольника является игра, то детям более всего интересны разнообразные игрушки. А кукла это самая первая и древняя игрушка. Но кукла не рождается сама по себе, ее создает человек, поэтому в ней отражаются особенности жизни разных поколений, разных народов. И я решила использовать этот фактор для организации работы по поликультурному воспитанию.

Я старалась сделать мини-музей «Народная кукла» неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы.

И важно то, что мини-музей позволяет расширять образовательное пространство воспитанников, создавая в группе естественную поликультурную среду, оказывая неоценимую помощь в ознакомлении детей с традициями и культурой разных народов через общение с народной куклой.

Содержимое мини-музея я стараюсь наполнить народными куклами народов проживающих как на территории нашей республики, так и на территории всей страны.

Периодически мини-музей пополняется новыми игрушками-экспонатами, сопутствующим иллюстрированным материалом и соответствующей специальной и художественной литературой.

Экспонаты мини-музея органично вписываются в интерьер группы и доступны для воспитанников. Особенно детей привлекает то, что представленные игрушки можно не только рассматривать, но и трогать руками, переставлять их с места на место, а, самое главное, что с ними можно поиграть как индивидуально, так и небольшими коллективами. А также дети с удовольствием участвуют в продуктивной деятельности по изготовлению народных кукол.

В итоге происходит расширение знаний детей о разнообразии народных кукол, повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям разных народов. Также работа в музее позволяет воспитывать умение бережно относиться к окружающим предметам через общение с куклами, расширять словарный запас детей с помощью использования фольклорного материала.

Непосредственное общение детей дошкольного возраста с предметами мини-музея оказывает содействие на формирование у них эмоционально-чувственного, осознанного восприятия истории кукол, уважительного отношения к ним и их создателям.

Куклы, представленные в мини-музее весьма многообразны и различны: игровые куклы, обрядовые куклы, обережные куклы, куклы разных народов. Благодаря такой насыщенности предметная среда мини-музея «Народная кукла» оказывает содействие познавательному, творческому и эмоциональному формированию дошкольников, обеспечивая при этом наглядным материалом образовательно-воспитательную деятельность, что и обеспечивает в полном объеме целостный процесс поликультурного воспитания детей.

Экспонаты мини музея используются в разных видах детской деятельности: проведение экскурсий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада, проектная деятельность на базе музея, практическая работа, викторины, мастер – классы для педагогов и родителей.

При подведении некоторых итогов за период существования мини-музея «Народная кукла» (чуть больше года) в нашей группе можно с уверенностью сказать, что опыт использования мини-музея в практике работы с детьми в плане поликультурного воспитания приносит неплохие результаты.

Литература

1. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. — М.: Прометей, 2002. – 72с.

2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004. – 192с.

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.

4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2004.

Приложение

Перспективный план работы по реализации деятельности мини-музея

Работа с детьми Пополнение развивающей среды Работа с родителями
1. Экскурсия в библиотеку. 2. Беседы: «Куклы моих предков», «Куклы разных народов» «Куклы-обереги», «Традиции разных народов»», «Игровые куклы» 3. Продуктивная дельность: Изготовление куколок — кукла Кувадка

— кукла Пеленашка

— кукла Утешница

— кукла Зайчик на пальчик

— мордовская куколка на веточках

— татарская нитяная кукла

— украинская кукла Лялька

Рисование куколок

— кукла Кубышка Травница

— кукла Десятиручница

— кукла Колокольчик

4. Чтение сказок Татьяны Кирюшатовой.

5. Дидактические игры: «Кто ты куколка моя?»

«Узнай куколку по описанию» «Сложи куколку»

1. Сбор информации «Куклы из бабушкиного сундука», «Куклы разных народов» 2. Оформление мини-музея «Народная кукла» 3. Оформление лепбука «Русская народная кукла» 4. Приобретение художественной литературы по теме 1. Опрос «Какими игрушками играет ваш ребенокдома?» 2. Оформление папки- передвижки «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка» 3. Мастер-класс для родителей «Мама сделай мне игрушку» 4. Творческое задание для работы с детьми дома оформление книжки «Сказка для моей куколки»
221
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!