Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.Цели: закрепить навыки пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной и союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения.Оборудование: Карточки индивидуальных заданий, таблица «Знаки препинания при однородных членах», учебники, иллюстрации с видами природы.Ход урока.I. Сообщение темы и целей урока учителем.II. Закрепление материала. 1. Распределительный диктант. Записать предложения в два столбика: в 1-ый те, в которых запятая ставится, во 2-ой те, в которых запятая не ставится. А) День был совершенно ясный, тихий, жаркий. Б) Невелика птичка, зато поет хорошо. В) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. Г) Как летом, так и зимой в тайге много интересного. Д) Лизонька поднялась сегодня ни свет ни заря. Е) То снег, то дождь, то крупа изредка стегали по лицу. 2. Выводы. — Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится? — Анализ таблицы с карточек.Запятая ставится Запятая не ставится1. Перед противительными союзами.О, но О2. Перед второй частью составных союзов: не только О, но и Окак О, так и Охотя и О, но Оне столько О, сколько Оесли не О, то О3. При повторяющихся союзах после каждого однородного членаи О, и О, и ОО, и О, и ОТо О, то Оили О, или О 1.Перед одиночными соединительными и разделительными союзами: О и ОО или ОО и О, О и О2. В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах)и смех и грехни два ни полторани да ни нет3. Анализ предложений с карточек. Найти ошибки в предложениях, исправить их.Избиратели хорошо знают и доверяют своему кандидату в депутаты.Леночка встретила и сказала Маше о поездке в лес.Язык пьесы краток, но красочный.Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.Сатирики разоблачают невежд, грубость, алчность, эгоизм.4. Работа с учебником. Упражнение 280.1) Читаем текст.- В каком предложении заключена тема текста?- В каком предложении сформулирована идея текста? 2) Расставляем знаки препинания.- Расскажите о постановке знаков препинания при обобщающем слове на примере 1 и 2 предложений.- Какой случай предложений с обобщающим словом не представлен в упражнении? Расскажите о нем.5. Работа с текстом на карточках. Расставить знаки препинания. Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. 2. Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 3. От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры. 4. Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкнувших на задних сидениях небритого майора и рослого сержанта. 5. Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. 6. Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. 7. И солнце и зеленые травы и запахи сыроватого утра и реки все Сергею было родное, до слез родное. 8. Но теперь, в начале марта, все и овраг и лес и поляна было укрыто глубоким снегом.6. Работа с иллюстрациями. — По иллюстрациям придумать по три предложения с однородными членами. — Прочитать предложения, объясняя знаки препинания.7. Синтаксический разбор предложения.Но теперь, в начале марта, все: и овраг, и лес, и поляна – было укрыто глубоким снегом.(Простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными членами и уточняющими членами предложения, повествовательное, невосклицательное)III. Домашнее задание: § 187,188, упр. 283.IV. Подведение итогов урока.