Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Информатика» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ОГЭ -2022
Анализ результатов выполнения ОГЭ-2022 по информатике позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета.
1. Необходимо своевременно изучать нормативно-правовые документы, кодификатор и спецификацию ОГЭ по информатике, методические рекомендации ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитические и методические материалы, размещенные по адресу
fipi.ru/ege.
2. Необходимо ознакомиться с содержанием КИМ ОГЭ 2023 года. Информация об изменениях в КИМ ОГЭ по информатике опубликована 26 августа 2022 года на сайте ФИПИ
3. В процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ОГЭ по информатике 2022 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки и затруднения обучающихся.
4. Необходимо рационально распределить учебное время, отведенное на изучение тем курса информатики 9 класса и подготовку к ОГЭ, с учетом особенностей обучающихся. Поэтому надо провести корректировку календарно-тематического планирования (КТП) с учётом вышеуказанных проблемных тем. Вариант оформления КТП представлен ниже в таблице 1.
5. При подготовке обучающихся к сдаче ГИА-9 по информатике целесообразно познакомить их с опубликованными вариантами работ, критериями оценивания заданий. Необходимо также ознакомить обучающихся с обобщённым планом подготовки к итоговой аттестации в предстоящем году. На основе информации, содержащейся в этом документе, следует дать им рекомендации по самостоятельному планированию и повторению учебного материала в течение учебного года. Одним из главных в подготовке обучающихся должен стать принцип активного обучения, когда каждый школьник становится мотивированным субъектом этого процесса.
6. Задача учителя при подготовке к ГИА-9 по информатике – не просто подготовить обучающихся к итоговой аттестации, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в ОО. Основа успешной сдачи ОГЭ по информатике – качественное изучение информатики, ликвидация пробелов в базовых знаниях. Главной задачей подготовки к итоговой аттестации становится планомерная, целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса информатики. Необходимо учить универсальным приёмам и подходам к решению заданий на основе определений, теорем, правил и алгоритмов, а не тренироваться на одних и тех же заданиях из вариантов КИМ.
7. Параллельно с изучением новых тем курсов алгебры и геометрии в IX классе следует предусмотреть возможность повторения слабо усвоенных тем и разделов. На уроках повторения целесообразно проводить регулярный контроль усвоения знаний на базовом уровне в соответствии с открытым банком тестовых заданий.
8. Важная часть подготовки к ОГЭ – организация учителем чётко спланированной, системы диагностики, использование современных способов проверки знаний, умений и навыков обучающихся и оценочных материалов (в том числе электронных), обеспечивающих в течение всего времени подготовки своевременный и качественный контроль учебных достижений обучающихся, в частности, содержащихся в банке оценочных материалов ФИПИ.
9. В ходе организации итогового повторения и систематизации знаний учащихся в целях подготовки к ГИА, необходимо текущие контрольные задания для учащихся формировать в соответствии с их уровнем подготовки и в соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по информатике (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-2).
10. Ошибки являются обязательным элементом обучения, полностью избежать ошибок обучающимися невозможно. Поэтому требует внимания изучение информации о типах допускаемых обучающимися ошибок. На уровне ОО необходимо провести анализ ошибок и выработать систему мероприятий по их предупреждению и устранению.
11. Важно в процессе подготовки к сдаче ГИА-9 осуществлять выявление причин ошибок, которые возникают у ученика. Это могут быть как причины, связанные с психологическими факторами (в частности, ослабление психических функций: памяти, внимания, мышления), так и причины, обусловленные несовершенством организации учебного процесса (недостаточно ведется подготовительная работа для сознательного усвоения учебного материала, не продумано его целесообразное закрепление в последующем, система упражнений не обеспечивает должной пропедевтической и закрепительной работы, у учащихся не формируются навыки самоконтроля и др.).
12. Анализируя полученные результаты ОГЭ -2022, можно сделать вывод, что обучающиеся в основном справились с практическими заданиями. Из всех типов заданий наибольшие затруднения вызывают задания на принципы поиска информации в Интернете и определение количества информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию. В практической части не хватает умения проводить обработку большого массива данных с использованием электронных таблиц, а также создавать программы для исполнителей. Также учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий на программирование. Это можно объяснить тем, что такие задания проверяют не только знание содержания курса по Информатике и ИКТ, но и умение пользоваться прикладными программами ОС, обработки информации, т.е. использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
13. Для организации систематической работы по диагностике теоретических знаний обучающихся целесообразно предлагать задания по следующим разделам:
− принципы кодирования информации;
− моделирование;
− понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
− основные алгоритмические конструкции (ветвление и циклы);
− основные элементы математической логики;
− основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях; − принципы организации данных в файловой системе.
14. Для формирования умений на уровне применения знаний в стандартной ситуации следует обратить внимание на выполнение следующих действий:
− подсчитывать информационный объем сообщения;
− использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
− формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
− создавать и преобразовывать логические выражения;
− оценивать результат работы известного программного обеспечения;
− формулировать запросы к базам данных и поисковым системам;
− разрабатывать алгоритм для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных конструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.
15. Учителю необходимо проводить регулярные беседы с обучающимися и их родителями о целесообразности, ответственности и сознательном выборе предмета для сдачи экзамена в соответствии со своими возможностями, способностями
16. Вырабатывать у обучающихся навык выбора оптимального решения поставленных задач, что связано с использованием математических расчетов с помощью степеней двойки и др.
17. Необходимо показывать различные методы решения задачи с целью приобретения навыка понимания хода ее решения, исключая шаблонное выполнение задачи.
18. Обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса информатики и оперирования ими разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки.
19. Особое внимание следует уделить изучению раздела «Алгоритмизация и программирование».
20. При проведении мониторинговых работ необходимо использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ОГЭ, используя материалы из открытого банка заданий ОГЭ
fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniyoge#!/tab/173942232-5.
21. Для достижения положительных результатов на экзамене следует при организации образовательной деятельности увеличить долю самостоятельной работы обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время, акцентировать внимание на выполнение заданий с развернутыми ответами
22. Организовать дополнительные занятия со слабомотивированными обучающимися.
23. Для эффективной подготовки к экзаменам целесообразно использовать только официальные ресурсы: официальный сайт Рособрнадзора – obrnadzor.gov.ru/gia/ и сайт ФИПИ – fipi.ru/. На этих сайтах размещаются актуальные сведения, охватывающие все особенности ОГЭ по информатике.
24. Целью открытых банков ФИПИ является предоставление обучающимся возможности потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на экзаменах. Задания из открытых банков могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к ГИА.
25. На практике учителю информатики представляется целесообразным использовать различные интернет-ресурсы, в частности:
Информационный портал ОГЭ (https://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/ ). На портале представлена вся официальная информация об экзаменах. Расписание, документы, демонстрационные задания, общественное наблюдение.
Сдам ОГЭ / Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru/ ) – сайт Д. Д. Гущина. На сайте можно не только решать тесты, но и задавать вопросы, на которые регулярно отвечают администраторы портала. В разделе «Каталог заданий» собрано большое количество тематических задач: можно выбрать определённую тему и решать десятки типовых заданий, чтобы её отработать или составить свой собственный тест.
Foxford.ru (foxford.ru ). На сайте ученикам предлагается пройти обучение по программам от 3 до 11 класса, они могут всесторонне подготовиться к сдаче ОГЭ, а их родители – посетить занятия и узнать о развитии детей. У Фоксфорд есть школа на дому с персональными учителями. В отличие от обычного экстерната в Фоксфорде с ребенком будут работать преподаватели из известных ВУЗов России, а также члены жюри олимпиад и эксперты ЕГЭ/ОГЭ.
26. Большое значение в решении поставленных задач имеет плодотворная работа муниципальных методических объединений учителей информатики. Задача методических объединений – оказывать помощь учителям по следующим направлениям:
— развитие творческой инициативы учителя информатики посредством участия в различных профессиональных конкурсах;
— регулярное посещение учителями-наставниками уроков информатики молодых (малоопытных) учителей информатики (возможна организация непрерывно действующих семинаров по обмену опытом);
— организация семинаров-практикумов для учителей по анализу демонстрационного варианта ЕГЭ с использованием материалов открытого банка заданий, опубликованного на официальном сайте ФИПИ, для подготовки, как учителей, так и школьников к решению задач новой перспективной модели ОГЭ;
— вовлечение учащихся с целью развития творческих способностей в различные конкурсы, проекты, олимпиады по информатике.
В сентябре 2022 г. на заседаниях школьных / городских / муниципальных методических объединений обсудить результаты ОГЭ-2022 по информатике.
Учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 9 классов 2022 г., ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» необходимо продолжить системную работу по совершенствованию процесса преподавания информатики в Республике Мордовия и улучшению подготовки учащихся по предмету. В связи с этим рекомендуется:
1. Обсудить в сентябре 2022 г. результаты ЕГЭ-2022 по информатике.
2. Рекомендовать учителям информатики обучение на курсах повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
3. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
4. Организовать в рамках деятельности лаборатории математического образования и информатики обучающие семинары и вебинары и другие образовательные события по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА, по диссеминации инновационного педагогического опыта.
5. Продолжить работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ОГЭ-2022 года), для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») в течение 2022 – 2023 учебного года.
6. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
7. Организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей информатики «Педагог 13.ру»
socpedagog13.edurm.ru/groups/16