Рекомендации по совершенствованию организации
и методики преподавания предмета «Литература» (ЕГЭ)
в Республике Мордовия на основе выявленных
типичных затруднений и ошибок
1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
1. Обязательное выполнение требований программ по литературе, государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2. Усилить внимание к обязательному прочтению школьниками художественной литературы, входящей в кодификатор ЕГЭ, заучиванию наизусть лирических произведений и овладению базовой литературоведческой терминологией.
3. Формировать у обучаемых умение связного речевого высказывания, для этого увеличить количество письменных работ по литературе и усилить аналитическую работу с ними начиная с 5 класса (сочинения разных жанров, редактирование и взаиморедактирование письменных высказываний).
4. Уделять особое внимание совершенствованию навыка написания больших сочинений (от 200–300 слов), предлагая разные жанровые характеристики письменных работ. Рекомендуется обсудить с учащимися различные формулировки тем сочинений и распределить их по типам в зависимости от предполагаемой стратегии выстраивания ответа.
5. На уроках литературы в старших классах первоочередными задачами считать следующие: обучение пониманию проблематики произведения в аспекте авторского замысла; развитие навыков письменного анализа текста в единстве формы и содержания; обучение сопоставительному анализу лирики; развитие активного словаря школьников, регулярная работа со словарями эпитетов, синонимов.
6. Работать по формированию «банка произведений» для сопоставительного анализа (кластеры, схемы).
7. Проводить работу по формированию организационных умений обучающихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса; внимательно читать инструкции по выполнению заданий разного типа; распределять время при выполнении проверочных, контрольных работ).
8. Особое внимание уделить анализу фрагмента (эпизода, сцены) эпического, драматического, лиро-эпического текста.
9. С целью повышения интереса к изучению литературы необходимо обращаться к произведениям современной литературы, входящим в круг чтения подростков, затрагивающих интересующие их темы и проблемы.
10. Эффективнее использовать в учебном процессе материалы, размещенные на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) –
fipi.ru и сайтах, посвященных ЕГЭ:
www.ege.edu.ru, www.ege.ru.
11. Особое внимание уделять метапредметному подходу при изучении литературы и подготовки к Единому государственному экзамену по данному предмету.
Муниципальным органам управления образованием
– Обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации.
– Усилить информационно-разъяснительную работу со всеми категориями участников ЕГЭ по предмету «Литература»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену.
– Организовать устранение профессиональных дефицитов учителей литературы, стабильно показывающих низкие результаты, через закрепление наставников из числа педагогов, обеспечивающих высокий уровень подготовки обучающихся по предмету.
– Развивать систему межведомственного взаимодействия и социального партнерства с учреждениями культуры (музеи, театры) в целях привлечения материально-технических и кадровых ресурсов отрасли для повышения эффективности преподавания предмета «Литература».
– Обеспечить организацию и методическое сопровождение деятельности школьных театров в целях повышения мотивации обучающихся к изучению литературных произведений.
2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей
1. Уделять особое внимание урокам, посвященным изучению поэтических произведений, в т.ч. лирики зарубежных авторов, поэзии второй половины 20 века, а также работе с поэтическими текстами с учетом художественных особенностей лирики.
2. Практиковать в образовательном процессе дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки. Придерживаться трех различных подходов к подготовке для групп учащихся 10–11 классов – в зависимости от уровня освоения предмета: для учащихся, которые потенциально могут набрать на ЕГЭ минимальное количество баллов (ниже порога и от минимального до 60), среднее (61-80 баллов) и высокое (81-100):
с низким уровнем подготовки:
– выполнение элементарных заданий базового уровня сложности, требующих знания литературоведческой азбуки;
– формирование умения анализировать формулировки тем сочинения, чтобы выбрать наиболее понятную для себя;
– формирование умения подкреплять свои тезисы обращением к тексту литературного произведения, привлекая его на любом доступном уровне;
– формирование умения формулировать главную мысль своего сочинения в соответствии с темой;
со средним уровнем подготовки:
– внимательное чтение художественных произведений, входящих в кодификатор, и заучивание наизусть лирических стихотворений;
– совершенствование умения анализировать художественное произведение, в том числе лирическое, в заданном аспекте, не подменяя анализа пересказом или общими рассуждениями о его содержании;
– совершенствование умения аргументировать свои суждения примерами из художественного произведения;
– повышение уровня речевой культуры;
с хорошей и отличной подготовкой:
– активное расширение читательского кругозора, в том числе за счет знакомства с новейшей литературой; чтение и осмысление художественных произведений, не входящих в кодификатор;
– заучивание наизусть лирических стихотворений, свободное владение большим цитатным материалом;
– совершенствование навыков анализа текста в его родо-жанровой специфике;
– формирование умения выявлять в тексте изобразительно-выразительные средства, а также использовать соответствующие понятия для анализа литературного произведения;
– формирование языковой зоркости, умения редактировать собственный ответ.
Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением рабочей программы по литературе, федерального государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Литература» в 9-11 классах, обеспечить необходимость включения в него письменных заданий различного характера: анализ фрагмента эпического или драматического произведения, анализ лирического произведения, ответ на проблемный вопрос, сопоставительный анализ, написание сочинений, основанных на «диалоге искусств».
3. Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по литературе. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью мотивации занятий литературоведением, расширения филологического кругозора.
Муниципальным органам управления образованием
– Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
– Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Литература», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» (смены «Проба пера», «Журналистика будущего» и др.).
3. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
Особое внимание на уроках следует уделять обучению методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением приемов художественной изобразительности, формированию умения самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.
Следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие знаний художественного текста, образной структуры.
В качестве продуктивной формы диагностики уровня подготовки выпускников необходимо продолжить традицию проведения республиканского тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ за месяц-полтора до основного срока экзамена.
Рекомендовать темы для обсуждения на методических объединениях учителей-словесников:
– «Обучение сравнительно-сопоставительному анализу художественного произведения на уроках литературы»;
– «Виды анализа литературного произведения на уроках литературы»;
– «Система работы учителя по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по литературе»;
– «Требования к написанию полноформатного сочинения на литературную тему»;
– «Использование современных педагогических технологий на уроках литературы. Представление опыта учителей»;
– «Анализ УМК по литературе в рамках подготовки к ЕГЭ».
4. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Рекомендуется проведение КПК для учителей русского языка и литературы на тему: «Методика обучения написанию сочинения (задания с развернутым ответом ЕГЭ по литературе, сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение). Данный курс помогает «закрыть» проблемные зоны, те дефициты, которые были выявлены при написании заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ по литературе, в том числе курс затрагивает вопросы принципиальных различий декабрьского сочинения, сочинения по русскому языку и полноформатного сочинения по литературе; в курсе будут рассматриваться разнообразие типов сочинения, методические аспекты привлечения текстов, использования литературоведческих терминов при написании сочинения. Кроме того, рекомендуем следующие направления повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования:
– «Смысловое чтение и анализ художественного текста в школе»;
– «Дифференцированная работа на уроках литературы»;
– «Организация самостоятельной работы учащихся по анализу художественного текста на уроках литературы»;
– «Специфика выполнения и оценки заданий ЕГЭ по литературе».