Учителя русского языка и литературы

Основная информация

Администратор группы:
Медянкина Елена Владимировна

Сетевое сообщество учителей русского языка и литературы «Буквица»

Цель работы сообщества:

  • объединение учителей-филологов Республики Мордовия;

  • повышение качества филологического образования;

  • оказание методической помощи учителям — филологам.

Задачи:

  • обмен педагогическим опытом;

  • обсуждение проблем, возникающих в процессе работы учителя-филолога;

  • обсуждение проблем, связанных с процессом реформирования образования;

  • создание атмосферы сотрудничества и сотворчества учительства Республики Мордовия.

Участники сообщества: учителя-филологи, руководители ОУ, методисты и преподаватели вузов, учащиеся и родители. А также все, кто интересуется вопросами преподавания филологических дисциплин в школе.

Направления работы:

  • Опыт использования ИКТ и Интернет-ресурсов в преподавании филологических дисциплин;

  • Новые технологии  на уроках русского языка и литературы;

  • Педагогическая мастерская (презентации, уроки, мастер-классы, внеурочная деятельность);

  • Олимпиадное движение;

  • Творческая мастерская (творчество учителей и учащихся);

  • Обзор рекомендуемых учебно-методических линий по русскому языку и литературе;

  • Библиотека учителя-филолога.

Рейтинг: 10465
Создана 12 лет назад

Стена группы

Загрузка...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Тема опыта: ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Автор: Жулькевская Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
г. о. Саранск.
Ссылка: disk.yandex.ru/i/dKO-Mx6De-InFg
Загрузка...
1 год назад
#
Уважаемые коллеги, информацию о методических днях для своего региона Вы найдёте на странице:
Урал — Поволжье: uchitel.club/districts/ural-povolzhye
Загрузка...
1 год назад
#
Уважаемые коллеги!
Министерство образования Республики Мордовия информирует, что «Агентство поддержки государственных инициатив» запустило в социальной сети «Вконтакте» сообщество «Образовательный портал «Единый урок»» (далее –сообщество).Сообщество запущено в 2023 году в рамках деятельности федеральной инновационной площадки Министерства науки и высшего образования Российской Федерации1 и центра бесплатной юридической помощи, включенного в соответствующий список Министерства юстиции Российской
Федерации2, при поддержке Росгвардии, МЧС России и Минюста России. Цель сообщества – совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, правового обеспечения системы образования посредством информирования об актуальных аспектах образовательной деятельности педагогических, руководящих и иных работников образовательных организаций, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования.
Сообщество находится в публичном доступе по адресу: vk.com/e_urok без предварительной регистрации
Загрузка...
Республиканский педагогический совет – 2023
«ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

Методическая мастерская
Тема: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
в контексте обновленных ФГОС»

Лаборатория филологического образования:
– Обновленный ФГОС ООО: успешные практики реализации Федеральной рабочей программы «Русский язык» на уровне основного общего образования.
Материалы мероприятия: disk.yandex.ru/i/_0YMPdVsaOfj6A
disk.yandex.ru/i/JXaW4gJ5zwonag
disk.yandex.ru/i/SP_COQC56aYccw
Загрузка...
Организованы и проведены консультационные мероприятия, а также КПК по ДПП «Формирование и развитие функциональной грамотности. Читательская грамотность» ( 36ч.) с участниками общероссийской оценке по модели PISA -2023: МОУ «СОШ № 40», МОУ «СОШ № 18» г.о.Саранск, МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «Красносельцовская СОШ», Рузаевский муниципальный район
Материалы мероприятий можно посмотреть по ссылке disk.yandex.ru/d/zguGVyCsA7y0eQ
Загрузка...
1 год назад
#
Всероссийский педагогический марафон «Осенняя школа учителя -2023»
Начало учебного года — идеальный момент для учителей, чтобы планировать и устанавливать годовые цели, разрабатывать учебные программы, уроки, которые привнесут свежесть и инновации в учебный процесс, направить свою энергию и мотивацию на то, чтобы вдохновить учащихся на достижение больших результатов.

Стать лучшим в своей профессии, возможность посетить семинары и тренинги, пообщаться с коллегами, обменяться опытом – ключевая идея Всероссийского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2023», который организован кафедрой основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».

Цель педагогического марафона – обсуждение актуальных стратегических направлений деятельности учителей в 2022-2023 учебном году, обмен научным и педагогическим опытом в области образования и воспитания подрастающего поколения, а также развитие межрегионального сотрудничества научных и педагогических работников в сфере развития школьного образования.

Период проведения: с 27 сентября по 4 октября 2023 года.

К участию в мероприятиях педагогического марафона приглашаются: руководители образовательных организаций, ученые, преподаватели вузов и колледжей, учителя-предметники общеобразовательных организаций, методисты, а также все заинтересованные сотрудники профильных организаций.

Формат проведения: гибридный (дистанционный, очный)

Программа и регистрация на Всероссийский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2023» доступна по ссылке
docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdGi_M5DfZxCVshfqNMH5sIQlJqfL4rWv1dmnxLpYE1IiZuiA/viewform
Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации
и методики преподавания предмета «Литература» (ЕГЭ)
в Республике Мордовия на основе выявленных
типичных затруднений и ошибок

1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
1. Обязательное выполнение требований программ по литературе, государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2. Усилить внимание к обязательному прочтению школьниками художественной литературы, входящей в кодификатор ЕГЭ, заучиванию наизусть лирических произведений и овладению базовой литературоведческой терминологией.
3. Формировать у обучаемых умение связного речевого высказывания, для этого увеличить количество письменных работ по литературе и усилить аналитическую работу с ними начиная с 5 класса (сочинения разных жанров, редактирование и взаиморедактирование письменных высказываний).
4. Уделять особое внимание совершенствованию навыка написания больших сочинений (от 200–300 слов), предлагая разные жанровые характеристики письменных работ. Рекомендуется обсудить с учащимися различные формулировки тем сочинений и распределить их по типам в зависимости от предполагаемой стратегии выстраивания ответа.
5. На уроках литературы в старших классах первоочередными задачами считать следующие: обучение пониманию проблематики произведения в аспекте авторского замысла; развитие навыков письменного анализа текста в единстве формы и содержания; обучение сопоставительному анализу лирики; развитие активного словаря школьников, регулярная работа со словарями эпитетов, синонимов.
6. Работать по формированию «банка произведений» для сопоставительного анализа (кластеры, схемы).
7. Проводить работу по формированию организационных умений обучающихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса; внимательно читать инструкции по выполнению заданий разного типа; распределять время при выполнении проверочных, контрольных работ).
8. Особое внимание уделить анализу фрагмента (эпизода, сцены) эпического, драматического, лиро-эпического текста.
9. С целью повышения интереса к изучению литературы необходимо обращаться к произведениям современной литературы, входящим в круг чтения подростков, затрагивающих интересующие их темы и проблемы.
10. Эффективнее использовать в учебном процессе материалы, размещенные на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) – fipi.ru и сайтах, посвященных ЕГЭ: www.ege.edu.ru, www.ege.ru.
11. Особое внимание уделять метапредметному подходу при изучении литературы и подготовки к Единому государственному экзамену по данному предмету.

Муниципальным органам управления образованием
– Обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации.
– Усилить информационно-разъяснительную работу со всеми категориями участников ЕГЭ по предмету «Литература»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену.
– Организовать устранение профессиональных дефицитов учителей литературы, стабильно показывающих низкие результаты, через закрепление наставников из числа педагогов, обеспечивающих высокий уровень подготовки обучающихся по предмету.
– Развивать систему межведомственного взаимодействия и социального партнерства с учреждениями культуры (музеи, театры) в целях привлечения материально-технических и кадровых ресурсов отрасли для повышения эффективности преподавания предмета «Литература».
– Обеспечить организацию и методическое сопровождение деятельности школьных театров в целях повышения мотивации обучающихся к изучению литературных произведений.

2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

Учителям, методическим объединениям учителей
1. Уделять особое внимание урокам, посвященным изучению поэтических произведений, в т.ч. лирики зарубежных авторов, поэзии второй половины 20 века, а также работе с поэтическими текстами с учетом художественных особенностей лирики.
2. Практиковать в образовательном процессе дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки. Придерживаться трех различных подходов к подготовке для групп учащихся 10–11 классов – в зависимости от уровня освоения предмета: для учащихся, которые потенциально могут набрать на ЕГЭ минимальное количество баллов (ниже порога и от минимального до 60), среднее (61-80 баллов) и высокое (81-100):
с низким уровнем подготовки:
– выполнение элементарных заданий базового уровня сложности, требующих знания литературоведческой азбуки;
– формирование умения анализировать формулировки тем сочинения, чтобы выбрать наиболее понятную для себя;
– формирование умения подкреплять свои тезисы обращением к тексту литературного произведения, привлекая его на любом доступном уровне;
– формирование умения формулировать главную мысль своего сочинения в соответствии с темой;
со средним уровнем подготовки:
– внимательное чтение художественных произведений, входящих в кодификатор, и заучивание наизусть лирических стихотворений;
– совершенствование умения анализировать художественное произведение, в том числе лирическое, в заданном аспекте, не подменяя анализа пересказом или общими рассуждениями о его содержании;
– совершенствование умения аргументировать свои суждения примерами из художественного произведения;
– повышение уровня речевой культуры;
с хорошей и отличной подготовкой:
– активное расширение читательского кругозора, в том числе за счет знакомства с новейшей литературой; чтение и осмысление художественных произведений, не входящих в кодификатор;
– заучивание наизусть лирических стихотворений, свободное владение большим цитатным материалом;
– совершенствование навыков анализа текста в его родо-жанровой специфике;
– формирование умения выявлять в тексте изобразительно-выразительные средства, а также использовать соответствующие понятия для анализа литературного произведения;
– формирование языковой зоркости, умения редактировать собственный ответ.

Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением рабочей программы по литературе, федерального государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Литература» в 9-11 классах, обеспечить необходимость включения в него письменных заданий различного характера: анализ фрагмента эпического или драматического произведения, анализ лирического произведения, ответ на проблемный вопрос, сопоставительный анализ, написание сочинений, основанных на «диалоге искусств».
3. Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по литературе. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью мотивации занятий литературоведением, расширения филологического кругозора.

Муниципальным органам управления образованием
– Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
– Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Литература», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» (смены «Проба пера», «Журналистика будущего» и др.).

3. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников

Особое внимание на уроках следует уделять обучению методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением приемов художественной изобразительности, формированию умения самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.
Следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие знаний художественного текста, образной структуры.
В качестве продуктивной формы диагностики уровня подготовки выпускников необходимо продолжить традицию проведения республиканского тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ за месяц-полтора до основного срока экзамена.
Рекомендовать темы для обсуждения на методических объединениях учителей-словесников:
– «Обучение сравнительно-сопоставительному анализу художественного произведения на уроках литературы»;
– «Виды анализа литературного произведения на уроках литературы»;
– «Система работы учителя по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по литературе»;
– «Требования к написанию полноформатного сочинения на литературную тему»;
– «Использование современных педагогических технологий на уроках литературы. Представление опыта учителей»;
– «Анализ УМК по литературе в рамках подготовки к ЕГЭ».

4. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Рекомендуется проведение КПК для учителей русского языка и литературы на тему: «Методика обучения написанию сочинения (задания с развернутым ответом ЕГЭ по литературе, сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение). Данный курс помогает «закрыть» проблемные зоны, те дефициты, которые были выявлены при написании заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ по литературе, в том числе курс затрагивает вопросы принципиальных различий декабрьского сочинения, сочинения по русскому языку и полноформатного сочинения по литературе; в курсе будут рассматриваться разнообразие типов сочинения, методические аспекты привлечения текстов, использования литературоведческих терминов при написании сочинения. Кроме того, рекомендуем следующие направления повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования:
– «Смысловое чтение и анализ художественного текста в школе»;
– «Дифференцированная работа на уроках литературы»;
– «Организация самостоятельной работы учащихся по анализу художественного текста на уроках литературы»;
– «Специфика выполнения и оценки заданий ЕГЭ по литературе».
Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации
и методики преподавания предмета «Русский язык» (ЕГЭ)
в субъекте Российской Федерации на основе выявленных
типичных затруднений и ошибок

1.По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

Учителям, методическим объединениям учителей
1. При планировании образовательного процесса на уровнях основного общего и среднего общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС ООО и ФГОС СОО. Также рекомендуем использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Русский язык».
2. При подготовке к ЕГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2024 году.
3. Рекомендовать обучающимся познакомиться с методическими рекомендациями по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ, подготовленными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», с видеоконсультациями разработчиков КИМ ЕГЭ, участвовать в марафоне по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «ЕГЭ – это про 100».
4. При организации образовательного процесса в 11 классах использовать дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки.
5. Включать в материалы учебных занятий в 10-11 классах задания, связанные с анализом целостного текста: комплексная работа с текстом позволит углубить и расширить представления участников ЕГЭ о различных языковых явлениях, увидеть содержательное, стилевое и структурное единство текста и тем самым снизит риск ошибок.
6. Начиная с 5 класса при работе с текстом регулярно предлагать школьникам задания, нацеленные на совершенствование умений формулировать главную мысль текста, авторскую позицию, комментировать проблему, отбирать текстовый материал для примеров-иллюстраций, выстраивать пояснения к примеру-иллюстрации, устанавливать и оформлять словесно связь между примерами-иллюстрациями, анализировать ее и т.д. При этом необходимо уделять особое внимание осмыслению обучающимися языковых средств достижения целостности и связности текста.
7. При обсуждении творческих письменных работ школьников (изложений, сочинений, письменных ответов на вопросы и пр.) необходимо подвергать тщательному разбору не только содержание ответов, но и типичные ошибки всех видов, допущенные обучающимися, обращая особое внимание на речевые, грамматические ошибки.
8. Совершенствовать образовательные технологии, методы обучения и воспитания, обеспечивающие качество предметных, метапредметных, личностных результатов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку; более широко применять для организации образовательного процесса ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования».

Муниципальным органам управления образованием
1. На уровне муниципальных образований проводить диагностику учебных достижений обучающихся по материалам, разработанным ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (открытый банк заданий ЕГЭ).
2. Провести совещание руководителей методических объединений учителей русского языка образовательных организаций Республики Мордовия, в рамках которого познакомить их с «Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по русскому языку» (ФИПИ) и материалами данного статистико-аналитического отчета.
3.Обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации.
4.Усилить информационно- разъяснительную работу со всеми категориями участников ЕГЭ по предмету «Русский язык»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену.
5.Обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показавших низкие результаты по следующим направлениям.
6.Организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников

Прочие рекомендации
Организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих устойчиво высокие результаты ЕГЭ.
2.По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

Учителям, методическим объединениям учителей
1. Формировать методические копилки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:
– кейс разноуровневых проверочных и контрольных работ;
– кейс, содержащий тематические дифференцированные тестовые задания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку;
– банк цифровых образовательных ресурсов.
2. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
3. Проводить системную работу над ошибками на уроке.
4. Привлекать школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.

Администрациям образовательных организаций
Как на уровне ОО, так и на уровне отдельных классов внимательно анализировать результаты различных процедур оценки качества образования (например, ВПР, ОГЭ, внутришкольных диагностических, проверочных, контрольных работ), с целью устранения выявленных «дефицитных» полей своевременно вносить коррективы в рабочие программы.

Муниципальным органам управления образованием
1.Обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации.
2.Усилить информационно-разъяснительную работу со всеми категориями участников ГИА по предмету «Русский язык»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену.
3.Рекомендовать муниципальным органам управления образованием проведение семинаров, вебинаров, круглых столов и других мероприятий по организации дифференцированного обучения школьников.
4. Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.

Прочие рекомендации
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ЕГЭ по русскому языку, транслировать опыт работы учителей, подготовивших высокобалльников.
3.Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников

Темы, рекомендуемые для обсуждения на методических объединениях учителей русского языка и литературы:
1. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2023 году и типичных ошибок обучающихся.
2. Анализ структуры и содержания КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2024 учебном году, основные методические подходы к организации качественной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.
3. Анализ УМК по русскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ.
4. Особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка.
5. Особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ обучающихся, демонстрирующих повышенный интерес к изучению русского языка.
6. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка;

4.Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Возможные направления повышения квалификации работников образования:
• совершенствование предметных компетентностей учителей русского языка и литературы;
• совершенствование методических компетентностей учителей русского языка и литературы;
• совершенствование профессиональных компетентностей учителя русского языка, направленных на формирование и оценивание функциональной (читательской) грамотности обучающихся;
• особенности организации дифференцированного обучения.
Загрузка...
Рекомендации для системы образования
по совершенствованию методики преподавания
учебного предмета «Литература» (ОГЭ)


Анализ КИМ и результатов выполнения экзаменационной работы по литературе показывает актуальность некоторых наиболее общих рекомендаций по внедрению современных подходов к преподаванию литературы в основной школе, данных членами федеральной и региональной предметной комиссии по литературе в предыдущие годы: ·
— обратить особое внимание на формирование у учащихся умения анализировать лирическое и лироэпическое произведение в единстве формы и содержания, что в полной мере соответствует задачам курса 9 класса и имеет большое значение для дальнейшего изучения литературы в 10-11 классах на базовом и углублённом уровнях
— начиная с 5 класса вести последовательную систематическую работу по обучению учащихся написанию связного текста на основе литературного материала, проводить специальные уроки обучения сочинению, широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие аудиторные письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут
-оценивать точность ответа на поставленный вопрос, глубину понимания учащимися авторской идеи и умение ее истолковать, сформированность умения логически мыслить· -обращать особое внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении, формулировать собственное отношение к героям и т.п.
— добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов в практике школьного анализа художественного произведения, систематически работать над формированием навыка грамотного и уместного использования литературоведческой терминологии
— широко использовать в образовательном процессе банк открытых заданий Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
— в урочной и внеурочной деятельности через проблемные ситуации создавать условия, способствующие формированию заинтересованности учеников в освоении программных произведений русской литературы
— практиковать «медленное» чтение литературного произведения, чтение «под микроскопом» как средство, развивающее внимание к художественному слову и его роли в воплощении авторского замысла; учить школьников находить тропы и фигуры речи, объяснять их функцию
— подготовку к экзамену начинать с проработки демоверсии, кодификатора, спецификации, особое внимание уделить критериям оценивания и структуре КИМ
— проводить внутренние и внешние диагностические процедуры, близкие к формату ОГЭ, и анализировать их результаты
— создавать условия для формирования и развития читательской грамотности обучающихся.
Рекомендации должны касаться как предметных, так и метапредметных аспектов подготовки обучающихся.

1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

• Учителям, методическим объединениям учителей.
Анализ результатов основного государственного экзамена позволяет дать учителям литературы следующие рекомендации:
— при планировании образовательного процесса на уровне основного общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС ООО. Также рекомендуем использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Литература».
— при подготовке к ОГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку в 2024 году.
— необходимо формировать представления обучающихся о связи литературных произведений с эпохой их написания, о заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностях и их современного звучания
-проводить на уроках литературы систематическую работу по развитию умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
— учить определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
— совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
— усилить работу по формированию у учеников собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимания авторской позиции и выражения своего отношения к ней;
— на уроках литературы особое внимание уделять написанию сочинений, связанных с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
— совершенствовать образовательные технологии, методы обучения и воспитания, обеспечивающие качество предметных, метапредметных, личностных результатов при подготовке к ОГЭ по литературе; более широко применять для организации образовательного процесса ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования».

o Муниципальным органам управления образованием.
— обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации;
-усилить информационно- разъяснительную работу со всеми категориями участников ОГЭ по предмету «Литература»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену;
— обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показывающих низкие образовательные результаты по литературе;
— организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через участие в программах повышения квалификации и закрепление наставников, из числа педагогов, показывающих высокие образовательные результаты по литературе;
— инициировать проведение открытых уроков ведущими педагогами филологами, в том числе по наиболее сложным темам в преподавании предмета, с обязательным участием педагогов общеобразовательных организаций, где в качестве итоговой аттестации выбрана литература
— обеспечить участие в постояннодействующих методических семинарах по вопросам подготовки к итоговой аттестации на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» 100% педагогов, чьи обучающиеся в качестве итоговой аттестации выбрали литературу.

o Прочие рекомендации.
Организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих высокие результаты ОГЭ.
Характеристики выявленных сложных для участников ОГЭ заданий с указанием типичных ошибок и выводов о вероятных причинах затруднений при выполнении указанных заданий
Типичные ошибки и затруднения участников ОГЭ
Общие проблемы
1. Незнание литературных произведений или поверхностное представление об их содержании.
2. Отсутствие умения убедительно обосновывать свои тезисы, привлекая текст для аргументации на уровне анализа важных для выполнения заданий фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.
3. Наличие фактических ошибок в работах экзаменуемых. Типичные фактические ошибки:
• искажение имён, отчеств, фамилий, инициалов писателей;
• искажение названий произведений;
• искажение имён, фамилий литературных героев;
• ошибки в названии мест событий;
• искажение содержания литературного произведения;
• искажение историко-литературных фактов;
• неточности в цитировании.
4. Типичные речевые ошибки экзаменуемых:
• употребление слова в несвойственном ему значении;
• употребление слов иной стилевой окраски;
• неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов;
• неоправданное употребление просторечных слов;
• смешение лексики разных исторических эпох;
• неоправданное повторение слова;
• нарушение лексической сочетаемости;
• речевая избыточность (употребление лишних слов, плеоназм, тавтология).

Задания базового уровня сложности
1. Недостаточная сформированность умения анализировать лирическое произведение.
2. Затруднения обучающихся в выполнении анализа произведения в единстве формы и содержания.
3. Отсутствие умения выявить художественные приёмы, используемые автором для создания образа, и охарактеризовать их.
Задания повышенного уровня сложности
1. Недостаточный уровень владения умением сопоставлять лирические стихотворения.
2. Недостаточное владение видом деятельности: определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления.
Задания высокого уровня сложности
1. Отсутствие умения раскрыть тему сочинения многосторонне.
2. Отсутствие умения использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Допущены типичные ошибки в употреблении теоретико-литературных понятий: рассказ, антитеза, метафора, эпитет, олицетворение, сравнение.
3. Нарушение последовательности и необоснованные повторы внутри смысловых частей сочинения.
4. Нарушение композиционной связи между смысловыми частями полноформатного сочинения по литературе.
Причины выявленных затруднений участников ОГЭ
1. Низкий уровень читательской культуры выпускников, проявляющийся в узком литературном кругозоре.
2. Незнание и неглубокое понимание текстов художественных произведений, которое приводит к сужению возможностей успешного выполнения заданий и грубым фактическим ошибкам.
3. Неверное понимание содержательного аспекта сопоставления, указанного в формулировках задания 4., приводит к поверхностному сопоставлению или сопоставлению не в заданном направлении.
4. Отсутствие систематической работы на уроках над формированием умения выявлять в тексте изобразительные средства и определять их художественные функции приводит к неумению использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения и к ошибкам в заданиях базового уровня сложности, связанных с анализом художественной формы.
5. Недостаточное владение умением аргументировать свои суждения, опираясь на анализ значимых элементов текста, приводит к снижению результатов выполнения всех заданий.
6. Недостаточное владение метапредметным умением создавать письменное монологическое высказывание приводит к ошибкам при выполнении задания 5.1-5.5 (написание развёрнутого полноформатного сочинения по литературе).
7. Непонимание формулировки задания или темы сочинения.
Причины получения выявленных типичных ошибочных ответов
1. Проблемы преподавания литературы в основной школе:
• недостаточная работа с текстами художественных произведений на уроках литературы;
• непоследовательное применение системы работы по обучению школьников созданию развёрнутого письменного высказывания;
• отсутствие системы в работе с теоретическими понятиями в 5 – 9 классах;
• преобладание на уроках литературы устных форм работы.
2. Недостатки в организации подготовки школьников к государственной итоговой аттестации по литературе:
• отсутствие со стороны учителя сопровождения качественной подготовки обучающихся к основному государственному экзамену по литературе;
• слабый контроль за повторением текстов художественных произведений, входящих в Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения основного государственного экзамена по литературе;
• отсутствие системы в работе школьников с контрольными измерительными материалами основного государственного экзамена по литературе: открытым банком заданий ОГЭ, критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом; пособиями по подготовке к экзамену.
3. Недостаточное освоение учителями и преподавателями методической базы основного государственного экзамена по литературе, в том числе критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом.
Пути устранения типичных ошибок в ходе обучения школьников
1. Для разработки стратегии подготовки школьников к основному государственному экзамену по литературе необходимо определить уровни их подготовленности:
• объективно оценить их потенциальные возможности;
• выявить существенные пробелы в подготовке;
• познакомиться с типичными проблемами и ошибками экзаменуемых с аналогичным уровнем подготовки, проявившимися на экзамене.
2. Повышать уровень читательской культуры школьников, расширять их культурный кругозор, формировать познавательную самостоятельность на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
3. На каждом уроке изучения литературного произведения уделять время вдумчивому прочтению и глубокому осмыслению фрагмента литературного произведения.
4. При организации системной работы по подготовке школьников к написанию сочинения учить внимательно прочитать тему, чтобы не уходить от прямого ответа на поставленный вопрос; уместно цитировать художественный текст и комментировать привлекаемые для анализа цитаты. Включать в обучение также следующие аспекты:
• глубокое и многосторонее раскрытие темы сочинения;
• привлечение текста для аргументации суждений на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.;
• использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;
• соблюдение композиционной цельности и логичности сочинения.
5. Рекомендовать освоение школьниками базовых литературоведческих понятий в трёх аспектах:
• осмыслить определение теоретико-литературного понятия, приведённое в учебнике и словаре;
• понять смысловое ядро, ключевое слово определения;
• соотнести определение приёма и конкретный пример его реализации в художественном тексте.
6. Анализировать произведения разных родов и жанров в единстве их формы и содержания (устно и письменно). Совершенствовать навыки школьников по анализу лирического произведения в следующих аспектах:
• интерпретация текста,
• нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и выявление их роли в раскрытии авторского замысла,
• определение видов рифмовки и стихотворного размера.
7. Использовать на уроках задания на аспектное сопоставление произведений. В процессе обучения развивать навыки аргументации и обобщения, умение логически выстраивать письменное рассуждение.
8. Обязательно использовать на уроках литературы и при подготовке домашних заданий материалы учебников, формирующих представление об этапах развития литературного процесса, принадлежности писателя к определённой эпохе.
Осуществлять систематическую работу по улучшению речевой грамотности школьников

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

o Учителям, методическим объединениям учителей.
Группа 1
(обучающиеся, получившие отметку «2»)
1. Школьникам с низким уровнем мотивации необходимо давать стимул к внимательному чтению художественных произведений. Подмена осмысленного чтения литературного произведения поверхностным знакомством с его содержанием затрудняет понимание школьниками текста произведения, ведёт к грубым фактическим ошибкам.
2. Главный ресурс получения положительного результата участниками группы – задания базового уровня сложности, развёрнутые ответы ограниченного объёма (задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2). При подготовке к экзамену больше внимания следует уделять этим заданиям. Большей отработки требуют задания, связанные с анализом элементов художественной формы.
3. Включать в обучение школьников данной группы такой вид деятельности, как определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления. Это позволит улучшить результаты выполнения сопоставительных заданий слабо мотивированными обучающимися.
4. Организовать работу по освоению базовых теоретико-литературных понятий. Алгоритм работы по освоению терминологии участниками этой группы:
• осмыслить определение теоретико-литературного понятия, приведённого в учебнике или словаре;
• найти ключевое слово в определении и понять его значение;
• соотнести определение приёма и конкретный пример его реализации в художественном тексте.
5. Обратить особое внимание на подготовку к сочинению, так как оно типологически близко к заданиям, посильным выпускникам с низкой мотивацией. Алгоритм работы над сочинением:
• внимательно прочитать и осмыслить формулировку темы;
• дать прямой ответ на поставленный вопрос;
• логически правильно построить рассуждение;
• включить теоретико-литературные понятия в сочинение;
• основные тезисы ответа соотносить с формулировкой темы, аргументировать их на основе художественного произведения.
6. Работать над повышением речевой грамотности обучающихся с низким уровнем мотивации.
Группа 2
(выпускники, получившие отметку «3»)
1. Возможность существенного повышения результата представителями группы связана с активным расширением читательского кругозора: внимательное чтение и осмысление художественных произведений, заучивание наизусть лирических стихотворений.
2. Формировать навык анализа текста, особенно лирического, в его жанрово-родовой специфике. Систематическое изучение лирики, представленной в школьном курсе литературы, развитие умения воспринимать и интерпретировать незнакомое стихотворение – важные направления подготовки к экзамену.
3. Совершенствовать умения обучающихся выполнять задания базового уровня, связанные с анализом художественной формы.
4. Формировать у обучающихся навыки, способствующие повышению результативности в выполнении сопоставительных заданий.
5. Обучать школьников умению понимать и раскрывать тему сочинения остаётся значимым аспектом подготовки к экзамену:
• уметь вчитаться в формулировку темы;
• вычленить в ней ключевые слова;
• выявить констатирующую часть;
• осмыслить вопрос, ответом на который должна стать главная мысль сочинения.
6. Обучать школьников умению в сочинениях разного объёма привлекать текст произведения для аргументации суждений на уровне анализа важных для выполнения задания элементов произведения.
7. Систематически использовать термины для анализа художественного текста, обучать школьников поиску средств выразительности в художественном тексте и определению их художественных функций.
8. Знакомить обучающихся с видами речевых ошибок. Способствовать повышению речевой грамотности у обучающихся.
Группа 3
(выпускники, получившие отметку «4»)
1. Повышать мотивацию школьников к осознанному, творческому чтению литературных произведений.
2. Создавать условия для заучивания наизусть стихотворений и фрагментов из них, цитат из эпических произведений.
3. Совершенствовать умения обучающихся выполнять задания базового уровня, связанные с анализом художественной формы.
4. Отрабатывать на уроках алгоритм выполнения сопоставительного задания. В систему подготовки к экзамену выпускников с хорошей мотивацией нужно включить задания, нацеленные на совершенствование навыков сопоставительного анализа произведений, в том числе стихотворений разной тематики, проблематики, разных литературных направлений.
5. При обучении школьников написанию сочинения на литературную тему опираться на критерии оценивания развёрнутых ответов, обратить особое внимание на аспект: «глубокое и многостороннее раскрытие темы сочинения».
6. В систему подготовки к экзамену включать задания, нацеленные на совершенствование умения привлекать текст произведения для аргументации суждений на уровне анализа фрагментов, образов, микротем и деталей.
7. На уроках литературы актуализировать знания теоретико-литературных понятий для формирования умения использовать их как инструмент анализа художественного текста.
Группа 4
(выпускники, получившие отметку «5»)
1. Углублять знания обучающихся по теории литературы, стихосложению; совершенствовать умение интерпретировать произведение, используя теоретико-литературные понятия для его анализа.
2. Совершенствовать умение сопоставлять лирические произведения в различных ракурсах, выявлять черты их сходства и различия, учить созданию композиционно сбалансированного монологического высказывания.
3. Совершенствовать умение использовать текст для аргументации на уровне анализа важных для выполнения задания элементов текста произведения при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4. Поддерживать стремление школьников к свободному владению большим цитатным материалом.

o Администрациям образовательных организаций:
1. Осуществлять контроль за выполнением рабочей программы по литературе, федерального государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2.Выявить «проблемные» для выпускников школы заданий ОГЭ по литературе. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–9 классов с целью мотивации занятий литературоведением, расширения филологического кругозора.

o Муниципальным органам управления образованием.
Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
o Прочие рекомендации.
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ОГЭ по литературе, трансляция успешного опыта учителей.
Загрузка...
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «Русский язык» (ОГЭ)

1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся
o Учителям, методическим объединениям учителей:
– при планировании образовательного процесса на уровне основного общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС. Также рекомендуем использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Русский язык».
– проанализировать результаты ОГЭ;
– выявить проблемные зоны подготовки к ОГЭ;
— сопоставить результаты учащихся по комплексу оценочных процедур: ВПР и ОГЭ для выявления пробелов в знаниях учащихся;
— провести методический анализ перспективных моделей ОГЭ по русскому языку;
— скорректировать рабочие программы с учетом проблемных полей обучения и перспективной модели ОГЭ для повышения уровня ключевых предметных компетенций;
— спланировать систему методической поддержки учителей, имеющих профессиональные дефициты, и молодых педагогов, используя различные формы организации профессионального очного и виртуального общения (в том числе наставничество);
— провести заседания методических объединений по тематике выявленных затруднений учеников 9-х классов по проблемам: «Виды и типы устного и письменного текста и технологии работы с ними», «Синтаксический и пунктуационный анализ», «Способы сжатия текста»;
— организовать возможности, используемые в регионе УМК;
— включать в практику обучения материалов открытого банка заданий и оценочных средств, опубликованных на официальных сайтах ФБГНУ ФИПИ и для организации образовательного процесса, более широко можно использовать ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования».

o Муниципальным органам управления образованием:
— проанализировать результаты ОГЭ;
— провести конференции, семинары по результатам ОГЭ с привлечением членов экспертных групп по проверке письменной части;
— провести семинары (круглые столы, мастер-классы) с привлечением педагогов, показавших высокие результаты;
— выявить и внедрить наиболее успешные педагогические практики в подготовке обучающихся к ОГЭ;
— интегрировать в процесс подготовки к ОГЭ современные педагогические технологии;
— организовать муниципальные мероприятиями по обмену опытом между педагогическими работниками и/или образовательными организациями;
— разработать формы представления результатов, позволяющих определить динамику метапредметных результатов;
— продолжить работу по совершенствованию системы организации и подготовки к ОГЭ через повышение информационной компетенции участников образовательного процесса;
— обеспечить повышение квалификации педагогов в области изучения инновационных методик, форм и способов формирования коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с ФГОС и диагностики образовательных результатов по русскому языку;
— обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении основного государственного экзамена;
-усилить информационно- разъяснительную работу со всеми категориями участников ОГЭ по предмету «Русский язык»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену;
— обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показавших низкие результаты;
— организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников;
— информировать образовательные организации об участии во Всероссийском конкурсе сочинений (муниципальный, региональный этапы);
Всероссийские мероприятия
— информировать образовательные организации об участии во Всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке (организатор ФГБУ «ФИРЯ»);
— информировать образовательные организации об участии во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности»;
Региональные мероприятия
— информировать образовательные организации об участии в республиканском литературном конкурсе «Читаем В.П. Астафьева»;
— информировать образовательные организации об участии в научно-практической конференции «Нам слово русское дано…», посвященной Дню русского языка.

o Прочие рекомендации:
— шире использовать в образовательном процессе практико-ориентированные задания, что позволит создать у школьников правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта;
— совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения оперировать информацией, используя различные приемы сжатия текста;
— систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса;
— активно развивать способности школьников к речевому самоконтролю, умению анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в соответствии с нормами современного русского языка;
— формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т.п.);
— усилить в преподавании коммуникативную и практическую направленность;
— работать над развитием смыслового чтения и информационной переработки текстов;
— организовать целенаправленную системную образовательную деятельность по предмету, ориентированную на формирование у обучающихся:
— метапредметных умений, основанных в том числе на логических универсальных учебных действиях, общих интеллектуальных умениях, таких, как анализ, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации языковых единиц, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение при применении орфографических, пунктуационных правил, языковом анализе текста, предложения, словосочетания, слова, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач по предмету; умений осуществлять широкий внутрипредметный и межпредметный перенос знаний и способов действий;
— общеучебных УУД, позволяющих школьникам успешно осуществлять поиск и выделение информации; ориентировку в содержании текста; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию; оценивать достоверность информации, высказывать оценочные суждения на основе текста.

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

o Учителям, методическим объединениям учителей.
В данной группе участников ОГЭ процент выполнения заданий варьируется от 5,60% до 70,09%. Самый низкий процент выполнения обучающиеся продемонстрировали в практической грамотности. Можно говорить, что у данной категории обучающихся не вполне сформирована практическая грамотность.

Основные рекомендации для работы с категорией учащихся, находящихся в группе риска (преимущественно отметка «2»):
1. Формировать речевую компетенцию:
— научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
— повысить интерес к русскому языку и развивать мотивацию учебной деятельности;
— повысить результативность обучения.
В работе над формированием речевой компетенции используются различные современные педагогические технологии:
1) проблемное обучение
2) разноуровневое обучение
3) игровая технология
4) проектная технология
5) развивающее обучение.
2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
– использование методики орфографического чтения: письмо с проговариванием: сначала образец проговаривает учитель по слогам, затем обучающиеся диктуют себе хором по заданному образцу («Орфография без правил» П. С. Тоцкий»);
– списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами;
– комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов, объясняют постановку знаков препинания. Все обучающиеся должны попробовать себя в роли комментатора, сначала комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные;
– письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираются правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем обучающиеся пишут данное предложение или текст под диктовку;
– письмо под диктовку;
– письмо по памяти;
3. Развивать активный словарный запас. Формировать культуру работы со орфографическим словарем. Работать со словарём эпитетов К.С. Горбачевича, словарями, синонимов, антонимов.
Словарная работа
• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (учитель читает толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно;
• сочинение по опорным словам, сочинение-миниатюра;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
• работа со словарями: оформление карточек (это делает учитель или учащиеся) и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
4. Практиковать «медленное» и комментированное чтение. Работать с пассивным словарным запасом: уточнять значения понятий.
5. Формировать навыки смыслового чтения при работе с текстами разных стилей.
6. Систематизировать работа над овладением нормами русского языка.
Достижению поставленной цели способствуют:
— письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);
— свободный или творческий диктант;
— письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
— составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
— замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
— сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
— выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.
7. Обучать различным видам речевой деятельности
Слушание:
• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
• записать во время слушания опорные слова.
Развитие скорости чтения:
• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
• обсудить текст во время беседы.
Обучение устной и письменной речи
Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.
8. Формировать навыки осуществления самоуправления учебно-познавательной деятельностью, навыками осуществления рефлексии и др.
В группе участников ОГЭ, набравших от 14 до 22 баллов, процент выполнения заданий варьируется от 17,53% до 88,70%. Среднее значение доли выполнения участниками данной группы задания части 3 составляет 81,79%, части 1 – 77,73%. Практическая грамотность – 34,80%. Фактическая точность речи экзаменуемого – 83,30%.
При уровневом подходе к обучению категории обучающихся, имеющих низкий
уровень подготовки, рекомендуется:
— для успешного выполнения части 1 (сжатое изложение) работать с текстами из Открытого банка заданий ФИПИ: аудирование всего текста – аудирование фрагмент –запись текста по памяти – аудирование – запись текста – работа продолжается до тех пор, пока весь текст не будет письменно воспроизведен и проверен учителем. После чего, по ключевым словам, определяется главная информация и применяется прием компрессии текста. Для этой категории обучающихся рекомендовано отрабатывать применение приёма исключения второстепенной информации;
— в части 2 предлагаем начать работу по синтаксическому анализу словосочетаний, затем перейти к лексическому анализу. Следующим этапом может стать работа с текстом по анализу содержания текста. Выполнение этих заданий будет по силам даже слабо успевающим ученикам, если следовать определенной схеме: поэтапное предъявление материала, необходимое для освоения предметного содержания; обобщение, понятный алгоритм решения заданий; отработка задания по алгоритму/опорной схеме/опорному конспекту с многократным повторением;
— в части 3 рекомендуем отрабатывать выполнение альтернативного задания, для чего составить словарь ценностных понятий, предложить шаблоны, клише для формулирования определения и ответа на вопрос.
При дифференцированном обучении категории обучающихся со средним уровнем
подготовки:
— в части 1 дифференцированно отрабатывать навыки аудирования, применения
приёмов компрессии текста (от исключения к упрощению);
— в части 2 учителю необходимо акцентировать внимание на пунктуационном анализе и анализе средств выразительности;
— в части 3 особое внимание уделить альтернативным заданиям, отработке навыка смыслового чтения и элементам комплексного анализа текста на уровне содержания, лексики, грамматики, синтаксиса, изобразительных средств.
При дифференцированной работе с каждой из групп школьников учителю нужно активно использовать современные дидактические и контрольные материалы, ресурсы ФГБНУ «ФИПИ» РЭШ способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, критериальный подход к оценке их творческих работ. В работе учителя-словесника должна быть продумана индивидуальная траектория обучения для каждого ученика, осуществлено формирующее оценивание (т.е. оценивание достижений ученика относительно его самого, «оценивание для обучения», а не для контроля) в процессе изучения предмета, что позволит в совокупности с личностно-ориентированными методами обучения языку и реализацией уровневого подхода добиться более высоких результатов.

Основные рекомендации для работы с категорией учащихся, находящихся в группе риска (преимущественно отметка «3»)
Недостаточно освоенными данной группой участников ОГЭ – ниже 50% – следует считать элементы, указывающие на несформированность практической грамотности: 9 – «Соблюдение грамматических норм» (33,27%); «Соблюдение орфографических норм» (17,54%); «Соблюдение пунктуационных норм» (13,15%). Процент выполнения остальных заданий выше 50%, что указывает на удовлетворительный уровень овладения проверяемых элементов содержания.
Результаты более 80%, свидетельствующие о достаточно высоком уровне выполнения заданий, участники экзамена показали по следующим проверяемым элементам содержания: задание 1 «Сжатое изложение содержания прослушанного текста» – «Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости» (81,40%); «Информационная обработка текста, умение передавать содержание прослушанного текста» (85,79%); задание 4 – «Синтаксический анализ словосочетания. Замена словосочетания синонимичным» (83,52%).
Таким образом, чтобы устранить затруднения данной группы обучающихся, необходимо:
— усилить внимание к формированию лингвистической компетенции обучающихся, к освоению ими орфографических и пунктуационных умений, умений анализа языковых единиц;
— использовать задания для обнаружения изучаемых или изученных грамматических явлений, а также заданий, направленных на формирование практической грамотности;
— формировать практическую грамотность обучающихся, используя методику орфографического чтения.
У выпускников, получивших отметки «4» и «5», заданий, выполненных на недостаточном уровне, не выявлено, однако также следует обратить внимание на формирование практической грамотности и формирование грамматического строя речи. Основные рекомендации для работы с данной категорией обучающихся:
— формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся (работа над исследовательскими проектами);
— развивать познавательный интерес школьников к самостоятельной творческой речевой деятельности в предметной и метапредметной областях;
— работать над практической грамотностью;
— совершенствовать умения обучающихся осуществлять речевой самоконтроль через систематическое редактирование собственных ответов, через разбор примеров типичных языковых нарушений.
o Администрациям образовательных организаций:
— организовать обсуждение на МО результатов ОГЭ;
— провести диагностическую работу для выпускников основной школы;
— проверить наличие индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих;
-усилить аналитическую работу над результатами выполнения письменных работ разных типов и уровней сложности;
— активизировать работу с родителями детей, требующих педагогической поддержки
o Муниципальным органам управления образованием:
— организовать открытые методические, практико-ориентированные мероприятия по обмену опытом и лучшими практиками реализации дифференциального обучения для педагогов, работающих в 9-х классах;
— обобщить лучшие практики АТЕ по дифференцированному обучению школьников с разным уровнем предметной подготовки и довести их до ОО;
— составить Дорожную карту по оказанию методической помощи ОО, испытывающим трудности в организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки;
— организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
Загрузка...
1 год назад
#
Уважаемые коллеги! Уверены, что материалы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России будут полезны, и вы включите их в свои уроки в новом учебном году.
Цифровые образовательные материалы, представленные в Библиотеке, разработаны командой российских учителей. Контент по восьми предметам уровня основного общего образования доступен в Библиотеке уже сейчас. Материалы для всех уровней образования будут разработаны Академией Минпросвещения России до конца 2024 года. Подробно см.ссылку pedagog13.edurm.ru/news-joom/2169-biblioteka-tsifrovogo-obrazovatelnogo-kontenta-akademii-minprosveshcheniya-rossii
Загрузка...
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» разработал банк заданий по оценке читательской грамотности обучающихся 5-9 классов.
Банк разработан на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественнонаучного цикла (биология, химия и физика) и содержит 900 заданий, в том числе:
— 150 заданий для обучающихся 5 классов,
— 150 заданий для обучающихся 6 классов,
— 200 заданий для обучающихся 7 классов,
— 200 заданий для обучающихся 8 классов,
— 200 заданий для обучающихся 9 классов.
oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj..
Материалы по ЧГ от Института стратегии развития образования.
skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gra..
Загрузка...
Педагоги Республики Мордовия участвуют в «экспертной апробации» примерных рабочих программ по учебным предметам среднего общего образования (углубленный уровень)

В целях оказания методической поддержки педагогов на этапе подготовки к введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в период с 20 февраля 2023 года по 31 мая 2023 года проводится «экспертная апробация» примерных рабочих программ по учебным предметам среднего общего образования углубленного уровня.
Координатором апробации выступает Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по заданию Министерства просвещения Российской Федерации.
Апробация проводится в отношении 14 примерных рабочих программ по учебным предметам среднего общего образования (углубленный уровень), прошедших рассмотрение и утверждение федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
Примерные рабочие программы опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» www.edsoo.ru в разделе «Рабочие программы по учебным предметам»: edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm
Экспертная апробация примерных рабочих программ по учебным предметам среднего общего образования: edsoo.ru/Ekspertnaya_aprobaciya_P.htm).
Сбор результатов апробации – экспертной оценки примерных рабочих программ – осуществляется в дистанционном режиме путем заполнения онлайн-анкеты. Онлайн-анкета доступна для заполнения по ссылке forms.yandex.ru/cloud/63c112c85056902465dbe7f6/
По завершении апробации педагог получает сертификат участника экспертной апробации примерных рабочих программ по учебным предметам среднего общего образования (углубленный уровень).
Загрузка...
Всероссийский конкурс сочинений – 2023
С 10 апреля по 6 октября 2023 года (включительно) будет проводится региональный этап Всероссийского конкурса сочинений – 2023.

Организатор: Министерство просвещения России.

Цель конкурса: повышение читательской активности детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышение в глазах молодёжи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.

Тему конкурсной работы и жанр участник конкурса определяет самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

Тематические направления 2023 года:

«Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни» (В.А. Солоухин): 2018–2027 годы – Десятилетие детства в России.
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (Марк Фабий Квинтилиан): 2023 год – Год педагога и наставника.
«Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» (К.Д. Ушинский): 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского.
«Он сердцем помнил: береги // Вот эти мирные границы, – // Не раз, как волны, шли враги, // Чтоб о гранит его разбиться» (Н. С. Тихонов): 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«Победоносная защита Сталинграда является одним из подвигов, о которых история всегда будет рассказывать с величайшим благоговением…» (Томас Манн): 80-летие победы в Сталинградской битве.
«В результате Курской битвы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не смогла оправиться» (А. М. Василевский): 80-летия победы в Курской битве.
«Надеюсь на море» (девиз И. Ф. Крузенштерна): 220 лет со дня начала первого русского кругосветного плавания под руководством И. Ф. Крузенштерна.
«Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет...» (К. Г. Паустовский): юбилеи российских писателей и поэтов в 2023 году.
«Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется» (Эрнест Хемингуэй): юбилеи литературных произведений в 2023 году.
«Культура – это душа нации» (Д. С. Лихачев): 125 лет Государственному Русскому музею.
Региональным координатором конкурса является Медянкина Елена Владимировна, методист кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».

Ссылка на официальный сайт конкурса: vks.apkpro.ru/
Ссылка на приказ Министерства просвещения Российской Федерации и положение о Всероссийском конкурсе сочинений – 2023: disk.yandex.ru/i/Tk2Vyk88kYwi6g
Ссылка на приказ Министерства образования Республики Мордовия и положение о Всероссийском конкурсе сочинений – 2023: disk.yandex.ru/i/yF9UUhze_rSuDQ
Инструкции по оформлению организационно-технической документации Всероссийского конкурса сочинений: disk.yandex.ru/d/K3cdDAegJmEzrA
Конкурсные работы принимаются на электронную почту: koso.ped13@e-mordovia.ru
Приглашаем к участию всех заинтересованных лиц!
Загрузка...
Открытые варианты КИМ ЕГЭ-2023 по 15 предметам опубликованы на сайте ФИПИ fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege/otkryty...

Они дадут выпускникам дополнительную возможность при подготовке к ЕГЭ потренироваться на вариантах работ этого года, которые использовались во время досрочного периода. По каждому предмету на сайте ФИПИ доступен один вариант для ознакомления.

Также на сайте действует раздел «Навигатор подготовки» с методическими рекомендациями по самостоятельной подготовке к ЕГЭ-2023. В них содержатся советы разработчиков КИМ ЕГЭ, полезная информация для индивидуальной подготовки, обзор новых заданий с рекомендациями по их выполнению, тренировочные задания с ответами и критериями оценивания, а также полезные ссылки.

Также в подготовке к сдаче ЕГЭ поможет Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ ege.fipi.ru/bank/
Загрузка...