МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ В 2021 – 2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
С УЧЁТОМ АНАЛИЗА ГИА-11 В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Предмет «Биология» занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования.
Особенностью биологии является то, что ее объекты, будучи живыми существами, являются одновременно и её субъектами. Это придает биологии привлекательность и служит залогом личного и общественного интереса к ней. Биология традиционно относится к комплексу естественных наук и обычно рассматривается в ряду с главными из них – физикой и химией. Но даже при самом поверхностном сопоставлении этой триады обращает на себя внимание неимоверная сложность объекта изучения – живой природы.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии завершает обучение на уровне среднего общего образования. Для подавляющего большинства выпускников общеобразовательных учреждений государственная итоговая аттестация в такой форме является объективной оценкой качества их подготовки. Успешная сдача ЕГЭ по предмету гарантирует выпускнику продолжение обучения на уровне профессионального образования.
В преподавании предмета необходимо учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений: ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций.
Для достижения высоких результатов на ЕГЭ по биологии рекомендуется в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. На уроках биологии необходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать, определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы. Для развития умений решать задачи по цитологии и генетике необходимо отрабатывать алгоритмы их решения. При проведении различных форм контроля более широко использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Внимание следует уделять заданиям на установление соответствия сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующих от обучающихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Для эффективной подготовки к экзаменам целесообразно использовать только официальные ресурсы: официальный сайт Рособрнадзора –
obrnadzor.gov.ru/gia/ и сайт ФИПИ –
fipi.ru/. На этих сайтах размещаются актуальные сведения, охватывающие все особенности ЕГЭ.
Полезными ресурсами для подготовки к ГИА являются открытые банки заданий ЕГЭ, размещённые на сайте ФИПИ. Целью данных банков является предоставление обучающимся возможности потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на экзаменах. Задания из открытых банков могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к ГИА.
Открытые банки ежегодно обновляются в соответствии с актуальными моделями КИМ и пополняются новыми заданиями.
Помимо открытых банков на сайте ФИПИ представлены демоверсии, спецификации и кодификаторы. На сайте оперативно размещается информация об актуальных изменениях, касающихся проведения экзаменов.
Существенную помощь учителям биологии и обучающимся при подготовке к ГИА могут оказать методические рекомендации, подготовленные на основе анализа ошибок участников ЕГЭ, размещённые в разделе «Аналитические и методические материалы». Необходимо знакомиться не только с рекомендациями за текущий год, но и с материалами предыдущих лет для того, чтобы получить наиболее полное представление обо всех разделах экзамена и типичных ошибках, допускаемых экзаменуемыми.
В разделе «Видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ» можно посмотреть онлайн-консультации руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии по вопросам подготовки к ЕГЭ.
В условиях ориентации системы образования Российской Федерации на формирование функциональной грамотности основными задачами учителя биологии становятся отбор содержания, применение соответствующих эффективных практик на уроке и во внеурочной деятельности. Особое внимание требуется уделять оценке уровня сформированности естественно-научной грамотности, которая предусматривает сформированность умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Понимание естественно-научных явлений, умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства являются основными компетентностями естественно-научной грамотности.
С целью совершенствования организации и методики преподавания биологии в Республике Мордовия, учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 11 классов 2021 г., вниманию профессионального сообщества предлагаются следующие рекомендации:
1. Обсудить в августе – сентябре 2021 г. на заседаниях школьных / городских / муниципальных методических объединений результаты ЕГЭ-2021 по биологии.
2. Рекомендовать педагогам биологии обучение на курсах повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Методика работы с обучающимися при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии» (36 часов), «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся: проекториум для педагога» (36 часов).
3. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
4. Организовать в рамках деятельности лаборатории естественно-научного и технологического образования обучающие семинары и вебинары по формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.
5. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации
dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
6. Организовать проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий по биологии ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») в течение 2021 – 2022 учебного года.
7. Рекомендовать педагогам использовать в своей работе следующие интернет-сервисы, помогающие реализовывать различные образовательные технологии, не требующие установки программного обеспечения:
Сдам ГИА: решу ЕГЭ – образовательный портал для подготовки к экзаменам по биологии:
bio-ege.sdamgia.ru/
БИО-FAQ- – сервис, позволяющий пройти онлайн-тестирование, которое покажет пробелы в знаниях и сразу же выдаст ссылку на нужный конспект:
www.classtools.net/
Сервисы Google, позволяющие создавать в облачном хранилище документы, таблицы, презентации, викторины, опросы, тесты, вебквесты:
www.google.com/
Решу ЕГЭ – дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам:
решуегэ.рф, ege.sdamgia.ru
Яндекс.Школа – ресурс, позволяющий создавать свои видеоуроки, а также использовать уже готовые уроки по предметам для 5 – 11 классов:
school.yandex.ru/
8. Используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей биологии «Педагог 13.ру» (http://socpedagog13.edurm.ru/groups/26), организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации.